К моменту появления небоскребов в стиле ар-деко технические средства строительства небоскребов – стальные и железобетонные конструкции – были уже хорошо освоены; именно ступенчатые силуэты и неструктурные декоративные элементы, а не высота, новые материалы и технологии, придали стилю ар-деко его "стиль". Для стиля также было характерно использование дорогих материалов и различных фактур, что объясняется стремлением обогатить фасад здания, в том числе за счет использования природных материалов, не прибегая к орнаментам и специальным декоративным элементам.
Советский ар-деко, или что такое постконструктивизм
В 1920-х и 1930-х годах стиль ар-деко – декоративный, но брутальный, утонченный, но монументальный – ловко нашел компромисс между набирающим силу модернизмом и стремлением к новому классицизму, поиском национальных корней, любовью к архаике и интересом к новым материалам. Во Франции, Восточной и Северной Европе, Великобритании, США и Латинской Америке ар-деко давно стал предметом изучения. – Это контрастирует с советской архитектурой 1930-х годов. В 1932 году, когда проводился конкурс на главное здание страны – Дворец Советов, не без участия Сталина были сформулированы новые правила советской архитектуры. В нем, в частности, говорилось следующее: "Не предопределяя определенного стиля, Совет по строительству считает, что поиск должен быть направлен в сторону применения как новых, так и лучших приемов классической архитектуры с одновременным использованием достижений современной архитектурной и строительной техники".
Так начались гонения на конструктивизм и упорные поиски истинной "советской архитектуры", которые продолжались с 1930-х годов до "борьбы с излишествами". 4 ноября 1955 года Центральный комитет Коммунистической партии принял постановление № 1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", в котором Хрущев подверг резкой критике сталинский неоклассицизм и провозгласил необходимость массового, типового, экономичного строительства: "Внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами …. не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле. Простота, строгость форм и аскетизм решений должны быть неотъемлемыми чертами советской архитектуры". Долгое время советская довоенная архитектура была заслонена яркими проектами эпохи авангарда, с одной стороны, и масштабным строительством 1940-х и 1950-х годов – с другой. Тем не менее, между 1933 и 1936 годами вся страна, от Архангельска до Хабаровска, была застроена жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами и клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, ничуть не напоминающем сталинский ампир, а больше похожем на западные образцы ар-деко. Что это было и как определить советский эквивалент ар-деко – постконструктивизм? Попробуем разобраться в этом с помощью некоторых характерных зданий и приемов.
Квадрат и куб: Военная академия имени Фрунзе. Фрунзе
1 / 5
Военная академия имени Фрунзе. Военная академия имени Фрунзе. Фото 1935 года. Иван Шагин / Мультимедиа Арт Музей / "Русская история в фотографии.
2 / 5
Военная академия имени М.В. Фрунзе. Фрунзе. Фотография 1972 года. РИА Новости
3 / 5
Храм-гробница фараона-царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Египет. Фото 2008 года. Getty Images
4 / 5
Этьен Луи Буле. Проект спартанской гробницы. Вторая половина XVIII века. Национальная библиотека Франции
5 / 5
Этьен Луи Буле. Проект Национального дворца. Вторая половина XVIII века Национальная библиотека Франции
Москва, проспект Девичьего поля, 4
Лев Руднев, Владимир Мунц; 1932-1937 гг.
В первой половине 1930-х годов архитекторы всего мира стремились к монументальности, подчеркивая твердость и мощь государственных корпораций и коммерческих компаний – главных заказчиков того времени. "Ни одна эпоха не имела такого полного права на монументальность, как наша", – провозгласил советский искусствовед Давид Аркин. Основной архитектурной формой является куб – самый устойчивый объем, символ мира и порядка. Не случайно интерес к мастабам возник именно в это время. Мастабы – Погребальные архитектурные сооружения в Древнем Египте, предшественники пирамид. Древний Египет, восточные мавзолеи и утопические проекты "говорящей архитектуры" XVIII века Клода Николя Леду и Этьена Луи Буле. Стороны куба, квадраты, заполняли поверхности стен, превращаясь в оконные проемы (очерченные выступающими рамами, напоминающими классические кессоны кессон – Классическая техника сегментации потолка, первоначально квадратные или прямоугольные углубления между потолочными балками. Со временем они стали декоративными и были перенесены с потолков на стены и фасады в период ар-деко. ), чердачные вентиляционные отверстия, декоративные элементы и рельефные вставки. Квинтэссенцией этого образа является Военная академия имени Фрунзе. Фрунзе, спроектированный Львом Рудневым и Владимиром Мунцем в 1932 году. Архитектор-монументалист, Руднев всегда стремился к мощным, массивным массам, кубическим формам. Заняв должность главного архитектора Народного комиссариата обороны в Москве. Народный комиссариат обороны – высшего военного ведомства СССР в 1930-1940-е годы. Помимо создания стиля своего ведомства (помимо академии, Руднев спроектировал два главных здания Наркомата), он также выразил основные принципы постконструктивизма.
Особенности стиля ар-деко
Основными чертами архитектуры ар-деко были прямоугольные геометрические формы, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Серия углублений, образующих ступенчатый контур, создавала монолитный вид, характерный для фасадов в этом стиле.
Для строительства зданий в стиле ар-деко использовались штукатурка, бетонные блоки, глазурованный кирпич, обычный камень и терракота, сталь и алюминий. Широко использовалось декоративное непрозрачное остекление.
Некоторые здания в этом стиле отличаются исключительно элементами ручной работы, в то время как другие были украшены орнаментами массового производства, которые стоили дешевле.
Плоские крыши украшались мансардами, шпилями или башнеподобными конструкциями, чтобы подчеркнуть угол или вход. Декоративное стекло или стеклоблоки использовались для максимального использования естественного света. Замысловатые пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.
Элементы здания Крайслер Билдинг в Нью-Йорке
Проекты ар-деко многоплановы – они часто создавались в сотрудничестве архитекторов, художников, скульпторов и дизайнеров. Рокфеллер-центр, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и другие небоскребы Нью-Йорка, построенные в 1920-х и 1930-х годах, являются наиболее известными примерами ар-деко.
Основные черты стиля ар-деко
Строгая геометрия
Ар-деко тяготеет к строгой геометричности. Архитекторы, дизайнеры и декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают овал, прямоугольник, ромб, треугольник, зигзаг и другие четкие формы.
Дворец Стокле в Брюсселе (Фото: PtrQs/wikipedia.org)
Симметричные узоры
Симметричные, повторяющиеся узоры природного или геометрического характера являются наиболее часто используемыми. Они присутствуют как в интерьерах, так и на фасадах зданий.
Этнические и природные мотивы
Художников вдохновляет искусство американских индейцев и египтян, а также природные орнаменты. Характерные мотивы включают женскую обнаженную натуру, животных, листья, цветы, птиц и солнечный свет.
Мемориальный мост Хоуп, Кливленд (Фото: Erik Drost/wikipedia.org)
Дорогие материалы
Дорогие природные и искусственные материалы – нефрит, серебро, перламутр, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь, бакелит и железобетон – предпочитаются для украшения и орнаментации.
Глянец
Многочисленные металлические акценты, вплоть до золотых перил в дверях, множество зеркал, витражи смелых цветов и блестящие поверхности. Все эти детали создают атмосферу праздника и торжества.
Зиккурат
Заимствованный из вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную роль в архитектуре ар-деко. Современная интерпретация выглядит в основном как отступающие горизонтальные или многоуровневые элементы, придающие пирамидальную форму строению или декоративному элементу.
Яркие цвета
Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, поразительно контрастирующие друг с другом. Оттенки, тона и пастель отходят на второй план. Доминируют бирюзовый, рубиновый, желтый, зеленый, баклажанный, бордовый и другие яркие цвета.
Ар-деко в СССР.
Ар-деко оказал значительное влияние на архитектуру СССР, являясь, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из направлений сталинской архитектуры. Под влиянием этого стиля были построены многие станции московского метро, а также знаменитые "сталинские небоскребы":
К советскому варианту ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана и В. A. Щуко.
Конец и наследие стиля ар-деко.
Ар-деко был доминирующим стилем дизайна с 1925 по 1940 г. Однако в 1930-е гг. и во время Великой депрессии он стал более обтекаемым. Эта разновидность ар-деко стала известна как Streamline Moderne. Стиль вышел из моды после окончания Второй мировой войны. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в функционализм. функционализм. .
Как считают и искусствоведы – мотивы дизайна цикличны. Сегодня существует мнение, что стиль ар-деко нуждается в возрождении. Он отражает темы надежды, когда мир кажется мрачным. Он означает комфорт и великолепие, которые привлекательны во времена турбулентности и неопределенности. Современный бизнес-центр в Москве в Оружейном переулке – тому подтверждение:
Ар-деко в архитектуре
Научные основы формирования ар-деко в искусстве начали изучать в 1960-х годах.
Ар-деко считается первым стилем 20 века, а также последним известным художественным стилем в мире. Он представляет собой гармоничное сочетание обтекаемости модерна и неоклассицизма, легкости и изящества, элегантности и монументальности. Архитекторы, работавшие в стиле ар-деко, умело сочетали прямые линии, классицизм и симметрию, а также волнистость, неожиданно возникающую при переплетении экзотики и некоторых мифических фигур. Этот стиль явил миру новые образы, соединив совершенно несовместимые вещи: эстетическую утонченность природы и буйную городскую роскошь буржуазии.
Одним из самых известных архитекторов ар-деко во Франции был Робер Маллет-Стивенс, в честь которого была названа целая улица в Париже. В США популярным архитектором этого направления был Джозеф Урбан, который построил павильоны в стиле ар-деко для выставки "Эпоха прогресса" в Чикаго в 1933 году. Крайслер Билдинг в Нью-Йорке является символом американского признания этого стиля. В 1930 году Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитой автомобильной компании. На 59-м этаже над городом парят эмблемы компании Chrysler – стальные хромированные головы орлов.
Улица Малле-Стивенс в Париже. Фото: 1927.
В России стиль ар-деко нашел отражение в архитектуре так называемого сталинского ампира, ярким примером которого являются небоскребы в Москве, построенные по образу и подобию американских небоскребов 1930-х годов. Конечно, советские мастера ар-деко никогда не пользовались этим термином (возможно, по идеологическим причинам), придумывая другие названия – "пролетарский классицизм", "сталинский ампир" и т.д. Московский вариант ар-деко наиболее ярко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова (Н.В. Филичева. Ар-деко – стиль своего времени // Серия симпозиумов "Российская массовая культура конца XX века", Выпуск 15 / Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.177).
Ар-деко в дизайне
Как уже упоминалось выше, ар-деко начался с увлечения архитекторов роскошью и орнаментом, но позже сменил направление и стал более функциональным, в котором чисто эстетические элементы сосуществовали с чисто практическими, утилитарными предметами. Функциональный дизайн ар-деко был разработан и применен в Баухаузе, в то время, когда немецкие дизайнеры приехали в Америку, спасаясь от преследований в нацистской Германии, и принесли свои идеи в американскую школу ар-деко. В 1930-х и 1940-х годах Соединенные Штаты были охвачены модой на "ар-деко". Соединенные Штаты были охвачены "современной" модой ар-деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, точно такие же, как в голливудских фильмах (ведь именно Голливуд первым принял новый стиль), пользовались огромной популярностью. Дизайны ар-деко не были ручной работой, но были хорошо распространены благодаря огромному потоку недорогих товаров (мебели), доступных практически каждому. Стильная мебель достигалась путем покрытия простых, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или путем создания обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливались из чистой бронзы или просто заменялись углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака.
Шкаф в стиле ар-деко
По мере развития ар-деко в обществе возник спрос на многофункциональную компактную мебель. Именно такой компактный силуэт характерен для многих предметов, созданных известным дизайнером ар-деко П.Т. Френкелем. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими тенденциями в его творчестве, а использование тонкой древесины напоминает о традициях французских краснодеревщиков.