Баухауз архитектурный стиль

Людвиг Мис ван дер Роэ – великий архитектор-модернист, без преувеличения определивший городскую архитектуру XX века.

Баухаус: стиль, история и влияние на современный дизайн

Фото: любезно предоставлено агентством элитной недвижимости FOX Property

Баухаус – одна из самых известных художественных школ Германии, ставшая важным явлением в архитектуре 20 века. Сам термин происходит от немецких слов Bau – "строительство" и Haus – "дом, здание". В 2022 году созданная концепция отметит свое 103-летие. Вместе с экспертами мы рассмотрим основные этапы становления популярной школы и ее вклад в современный дизайн.

  • Евгений Коблов, архитектор, дизайнер, управляющий партнер архитектурной студии A+A;
  • Юлия Белукова, генеральный директор агентства элитной недвижимости FOX Property;
  • Евгения Сорокина, дизайнер, Domeo.

История создания

Отцом школы стал Вальтер Гропиус, который был одним из художников, мечтавших разрушить границу между творческими и промышленными элементами. Он создал свой "дом строительства" в 1919 году в Веймаре. По словам Евгения Коблова, руководство Гропиуса продолжалось только до 1933 года, но он успел распространиться по всему миру и заложить основы модернизма. Школа трижды переходила из рук в руки, прежде чем попала в поле зрения нацистского правительства Германии.

Баухаус называют международным центром авангарда, потому что Гропиус смог собрать под своей крышей многих самых известных художников мира. Все началось в 1908 году, когда Гропиус отправился в Испанию, где он познакомился с местной архитектурой. Уже тогда художник был привержен новаторским идеям. По возвращении в Берлин Гропиус занялся современным строительством, которое он затем внедрил в своей школе, рассказывает Евгений Коблов.

В 1914 году Уолтер принял участие в войне, где пробыл четыре года, и этот сложный период в его жизни существенно повлиял на его теоретические взгляды. После насилия, свидетелем которого он стал, Уолтер понял, что ему нужны перемены. Однажды он скажет, что именно тогда он "впервые почувствовал уникальную миссию архитекторов". Так начался путь к делу всей его жизни, добавляет Евгений Коблов.

Вальтер Гропиус – основатель школы Баухаус

Конечно, школа была инновационной, потому что все внимание и исследования были направлены на поиск форм, подходящих для нового времени. Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус, пошел по технологическому пути в создании новых форм, что дало мощный толчок развитию промышленного дизайна и архитектурной индустрии. Баухаус для архитектуры – это как изобретение конвейерной ленты в промышленности. К навыкам проектирования домов и небоскребов добавляется художественное образование, и в 1919 году мы получаем Баухаус.

Начавшись в 1919 году, первый технологический образ архитектуры Баухауса за 100 лет превратился в несколько архитектурных стилей. Тенденция продолжает развиваться

В дизайне продуктов развитие достигло своего пика в период с 1955 по 1965 год, причем наиболее эффектными элементами дизайна продуктов были мебель и бытовая техника.

Вальтер Гропиус

В 1919 году Гропиус объединил Академию изящных искусств и Школу прикладных искусств в одну организацию. Эта дата считается датой основания школы Баухаус/Баухаус.

Гропиус призывал всех создать единый образ будущего, который должен быть простым и включать в себя одновременно архитектуру, живопись и скульптуру.

Основатель и вдохновитель школы, Вальтер Гропиус, поставил перед собой цель объединить искусство и ремесла, и, объединив эти дисциплины, была создана специальная учебная программа на три года – см. схему обучения.

Для того чтобы войти в современную эпоху, необходимо было сломать старую иерархию и создать свой собственный новый стиль. В то же время он адаптировался ко всем нормам индустриальной эпохи и был наравне с ней. Сейчас он считается модернистом своего времени.

Вальтер Гропиус привлек в школу самых известных архитекторов и художников, философов и преподавателей своего времени.

Баухаус воплощает в себе все ценности школы.

Можно сказать, что все последующие годы были расцветом школы. Школа переехала в новое здание, спроектированное самим Гропиусом. Это был своего рода синтез всего, что он знал в то время, и того, что было ценно для школы. Его копировали многие дизайнеры, но во время своего строительства он явно выделялся.

Он состоял из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, а главное здание было соединено двухэтажным крылом со студенческим кампусом. Традиционная симметрия была сохранена, но четкой иерархии не было, поэтому комплекс был цельным и неделимым. В строительстве использовались сталь, стекло и бетон. Самое главное, что все здание было адаптировано и построено в соответствии с главным принципом школы – функция заключена в форме.

  • Кто работал в Баухаузе?

    Гропиусу удалось собрать мощнейший преподавательский состав – весь авангард мировой художественной мысли, главных новаторов своего времени. Каждый из них был революционером в своем жанре искусства: живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне. Обновление требовалось во всех областях творчества, поэтому преподаватели были подобраны из разных сфер.

    Вальтер Гропиус – один из самых значительных архитекторов 20-го века, соратник Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье, дизайнер, теоретик, основатель функционализма в архитектуре.

    Фото: Луи Хельд

    Венгерский художник Ласло Мохой-Надь был теоретиком фотографии, известным своими экспериментами с перспективой и светом, а также экспериментами с пленкой. В Баухаузе он возглавлял мастерские по металлу.

    Фото: Люсия Мохой

    Василий Кандинский, один из главных художников русского авангарда и теоретик зарождения абстрактного искусства, возглавлял мастерскую живописи. Его самый известный курс в Баухаузе был посвящен цвету.

    Фото: Коллекция Грейнджера, Нью-Йорк

    Пауль Клее – швейцарский гравер, абстракционист и одна из ведущих фигур европейского авангарда. Первый художник, назвавший рисунки детей и сумасшедших искусством.

    Фото: Александр Элиасберг

    Оскар Шлеммер – скульптор, хореограф и театральный художник.

    Фото: Хуго Эрфурт

    Йоханнес Иттен – художник-теоретик, разработавший подготовительный курс для Баухауза. Большинство художественных школ до сих пор основывают свое преподавание на этом курсе.

    Чему учили в Баухаузе?

    Образовательная модель школы сильно отличалась от классической. Она не начиналась с истории искусств или рисования натуры. Это было прикладное искусство. Студенты получали базовые знания о формах, фактурах и материалах и быстро переходили к практике. В Баухаузе не было факультетов, а были мастерские, в которых художники работали вместе с ремесленниками.

    Декорирование было упразднено. Форма и внешний вид как зданий, так и предметов должны были быть подчинены функции. Ведь здесь изобретались не уникальные произведения для элиты, а товары для массового потребления: доступные, удобные и качественные.

    Комплекс Баухауза в Дессау. Т. Францен

    Баухауз не был образовательным учреждением в чистом виде. Гропиус смог создать уникальное творческое объединение, лабораторию. В мастерской он создавал прототипы мебели, текстиля, ламп и керамики. Лучшие изделия отправлялись на конвейер и продавались. Школа даже частично находилась на самофинансировании. Создавались архитектурные проекты, по проектам Баухауса строились дома и целые деревни. Это были чрезвычайно плодотворные годы для преподавателей и студентов. Они создали философию и язык нового искусства, изменив восприятие мира, пространства, цвета и звука в широком диапазоне жанров, от архитектуры, скульптуры до моды, фотографии и даже балета, и все это в одном творческом котле.

    Окружающая среда, объединение единомышленников и желание изменить мир дали толчок каждому из них. Шлеммер, Кандинский, Гропиус, Иттен… Расцвет их творческого гения пришелся на Баухаус. Они были настоящими романтиками, одержимыми идеей создания новой среды, нового образа жизни и "удовлетворения потребностей человеческого духа", как писал Вальтер Гропиус.

    В 1925 году власти Веймара прекратили субсидировать школу, и она переехала в здание, построенное Гропиусом в Дессау, где оставалась до 31-го года. К тому времени ее директором стал знаменитый Людвиг Мис ван дер Роэ. Окончательным адресом Баухауса стал Берлин.

    Баухауз в графическом дизайне

    В графическом дизайне стиль Баухаус легче всего проследить в жанре плакатов. Они всегда отличались чистыми линиями, простыми формами и функциональными, разборчивыми шрифтами. Основной палитрой были основные цвета – красный, синий и желтый.

    Самый известный шрифт Баухауса – Sturm Blond, разработанный Гербертом Байером в 1925 году. Сейчас его называют просто Баухауз.

    Прописные буквы часто не использовались в шрифте, потому что без них текст оставался функциональным, поэтому его можно было упростить и не использовать два типа букв в шрифте.

    Функциональность стала руководящим принципом, который повлиял на весь дизайн, включая графическое оформление. Дизайнерское решение должно быть прежде всего простым, интуитивно понятным и удобным для пользователя, и только потом оно должно быть красивым.

    Почему Баухаус важен для современного дизайна

    Баухаус изменил подход к изучению дизайна. Вначале студентам давали базовые знания о цветах, формах и материалах, чтобы у них были инструменты для создания чего-то нового. За этим сразу же следовала практика в мастерских. Только на третьем этапе преподавалась история искусства. Даже сегодня знание инструментов и много практики являются важной частью обучения дизайнеров.

    Круг Иттена продолжает помогать новичкам находить удачные цветовые сочетания для проекта, пока они не выработают сноровку и не научатся подбирать цвета самостоятельно.

    Дизайнеры обращаются к простым формам 1920-х и 1930-х годов и используют их в дизайне айдентики, упаковки, макетов и веб-сайтов.

    А здание Баухауса стало узнаваемым символом и фигурирует во многих проектах и коллажах.

    «Июль в Швейцарии» — издательский дом