Береговая зона реки сколько метров

В Водном кодексе говорится, что В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (за исключением специальных транспортных средств). Движение разрешается только по дорогам, а стоянка – только на дорогах.Стоянка транспортных средств разрешается только на дорогах и площадках с твердым покрытием. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" определяет дорогу как "полосу земли или искусственное сооружение, обустроенное или приспособленное и используемое для движения транспортных средств". Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и обочины, если таковые имеются". Другими словами, по дорогам, находящимся в пределах водоохранной зоны, безопасно ездить, и можно оставлять машину на обочине. Остальной территорией пользоваться нельзя. Что касается специально оборудованных площадок, то их обычно очень мало и найти их сложно.

Водный объект общего пользования. Береговая линия.

Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегах водоемов

Фото: Akin Ozcanshutterstock

В связи с пандемией COVID-19 многие люди стали задумываться о переезде в сельскую местность. В результате значительно вырос спрос на загородное жилье – люди продолжают покупать не только готовые дома, но и участки под застройку. Часто предпочтение отдается земле на берегах озер и рек. Росреестр объяснил, какие ограничения могут быть наложены на дома, построенные вблизи водоемов, и какие аспекты необходимо учитывать.

Береговая линия

  • для моря – на постоянном уровне воды или на линии отлива, если уровень воды периодически колеблется;
  • для рек, ручьев, каналов, озер и затопленных карьеров – по среднегодовому уровню воды в период, когда вода не покрыта льдом;
  • для пруда, водохранилища – по нормальному уровню задерживающей воды;
  • для болота – по границе торфяной залежи при нулевой глубине.

Береговая линия – это земли общего пользования вдоль береговой линии. Его ширина в среднем составляет 20 м. Исключение составляют реки и ручьи длиной не более 10 км, где береговая линия сужается до 5 м, говорится в разъяснении Росреестра.

В ведомстве отмечают, что граждане имеют право находиться на территории береговой полосы, передвигаться вдоль нее, ловить рыбу, причаливать к берегу. Однако земельные участки в пределах береговой полосы не могут быть приватизированы (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса). Строительство частных домов также запрещено. За пределами береговой линии водоохранной зоны уже можно купить или получить в аренду земельный участок, в том числе для строительства, при условии соблюдения всех санитарных, водоохранных и других требований и норм.

Порядок установления и закрепления водоохранных зон на местности

Вне населенных пунктов Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса пресноводного водоема (водохранилища или реки) устанавливается от береговой линии (границы водоема), специальные морские зоны устанавливаются от линии прилива.

При наличии береговой линии со специальными уступами и централизованными дренажными системами, прибрежные защитные полосы совпадают с этими уступами. При их отсутствии водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы также устанавливаются от положения береговой линии (границы водного объекта).
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы обозначаются на местности специальными информационными знаками, представляющими собой металлические щиты синего цвета с надписью "Водоохранная зона (или прибрежная защитная полоса)". В соответствии с законодательством Российской Федерации установлен особый режим хозяйственной деятельности.

Какой ширины может быть водоохранная зона

Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, а ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.
В зависимости от типа и категории водного объекта и географических условий (уклон берега) для него могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины.
Прибрежная защитная полоса водного объекта устанавливается в зависимости от уклона береговой линии, прилегающей к берегу (точные данные приведены в таблице 2).
Для водоемов, имеющих особую хозяйственную ценность (места нагула, нереста или зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), охранная зона водного объекта совпадает с прибрежной защитной полосой, ширина обеих составляет 200 метров от береговой линии.

Особо ценные водные объекты имеют высшую категорию рыбохозяйственной ценности. Информацию о категории водного объекта можно уточнить в Федеральном агентстве РФ по рыболовству и водным ресурсам. Рыболовство и его территориальные органы. Заявление в Росрыболовство может быть направлено физическим или юридическим лицом, в том числе через официальный сайт ведомства или портал "Госуслуги".

Водоохранная зона морской акватории (океана) установлена на уровне 500 метров.

Отдельным нормативным правовым актом устанавливаются границы водоохранной зоны водной жемчужины нашей страны – озера Байкал. Зоны охраны вод рек и их частей, размещенных в закрытых коллекторах, не устанавливаются.

Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие.

Практически каждый водоем имеет свою береговую линию. Под ней понимается полоса земли определенной ширины, расположенная вдоль береговой линии. Береговая линия является границей водного объекта и определяется по-разному в зависимости от типа водного объекта. Например, в случае морей – это постоянный уровень воды или линия прилива; в случае рек и ручьев – среднегодовой уровень воды в период, когда они не покрыты льдом.

Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой линии:

  • для каналов, рек и ручьев длиной менее 10 км – 5 м;
  • для других водных объектов общего пользования – 20 м; и
  • для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не установлены.

Запрет на приватизацию береговой линии

Ряд законов запрещает приватизацию береговой линии водного объекта общего пользования, то есть ее передачу из государственной или муниципальной собственности в частную. Это установлено в Земельном кодексе РФ (п. 8 ст. 27), а также в Федеральном законе от 03.06.2006. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ст. 14). Установление такого запрета необходимо для обеспечения права граждан на доступ к водным объектам. В противном случае, если участок земли, например, береговая линия, перейдет в частную собственность, обычному гражданину будет невозможно или крайне сложно получить доступ к водоему для общественного пользования.

Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к общественным водоемам и их береговой линии. Это, например, является обязательным условием для заключения договора аренды прибрежного участка (подробнее см. следующий раздел). За ограничение права такого доступа предусмотрена административная ответственность. Береговые полосы водных объектов общего пользования относятся к территориям общего пользования, которыми может свободно пользоваться неограниченный круг лиц (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Дорожки к водным объектам общего пользования и их береговым линиям включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой линии есть общественные территории, то проблем с доступом к водоему (прийти, посмотреть, погулять) быть не должно. Проблемы могут возникнуть, если чья-то частная собственность стоит на пути к желаемой береговой линии. В этом случае может помочь общественный сервитут. Если вы любите вечерние прогулки у воды, целесообразно оформить публичный сервитут. Сервитут позволяет вам пользоваться чужой землей без получения каких-либо прав на нее. Другими словами, вы сможете ходить к пруду через свой участок, и владелец не будет иметь права препятствовать вам в этом. Вы должны заключить соглашение с владельцем земли, а если он откажется, вы можете обратиться в суд.

Процедура создания и обозначения прибрежных защитных полос

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009. N 17 "Об утверждении правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на суше".

Установление границ прибрежной защитной полосы относится к компетенции органов власти в зависимости от того, где расположен водный объект:

  • Территориальные органы Росводресурсов – в отношении морей (их частей), водных объектов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, включенных в перечень Правительства Российской Федерации.
  • Региональные органы власти – в отношении водных объектов, расположенных в границах соответствующего субъекта (в случае, если он передан в ведение соответствующего органа власти Российской Федерации).

Для определения границ прибрежной защитной полосы органы власти должны выполнить следующие действия

1) определяют ее ширину

2) описать границы полосы, ее координаты и опорные точки;

3) нанести границы на карты;

4) устанавливают границы на местности (размещение информационных знаков);

5) направляют документы в Росводресурсы (сведения о виде и наименовании водного объекта, границах БЗП, их координатах, площади, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которые вносят сведения в Государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляют сведения в Росреестр для внесения в ЕГРН. Только с даты внесения сведений в ЕГРН границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку тугайная защитная полоса является частью водоохранной полосы, установление тугайной защитной полосы происходит однократно.

Органы, ответственные за установление границ прибрежной защитной полосы, должны установить вдоль этих границ специальные информационные знаки – специальные знаки или знаки, указывающие на то, что данная территория имеет особый режим использования. Такие знаки должны быть установлены:

Размеры прибрежных защитных полос

Основным параметром, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы, является степень уклона берега водоема. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • При обратном или нулевом уклоне – 30 м;
  • При уклоне до 3 градусов – 40 м;
  • При уклоне 3 и более – 50 м.

Специальные размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озер, расположенных в границах болот – 50 м;
  • Для рек, озер и водохранилищ, имеющих особое рыбохозяйственное значение (нерестилища, ясли и зимовники) – 200 м;
  • Если на территории муниципалитета имеется насыпь или система ливневой канализации – в соответствии с шириной насыпи.

Важно, с какой точки начинается размер прибрежной защитной зоны. Следует рассмотреть все возможные точки отсчета:

  • Для морей – от линии прилива.
  • Если водоем имеет набережную или систему ливневой канализации, то точка отсчета отсутствует, так как защитная полоса равна их ширине;
  • При отсутствии бермы и ливневой канализации – от края водоема.

Штрафы за нарушения в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право на штраф

Особый режим водоохранной зоны установлен не случайно. За его несоблюдение предусмотрена административная ответственность. Рассмотрим виды правонарушений, за которые предусмотрена ответственность за нарушение режима водоохранной зоны:

1. использование прибрежной защитной полосы водного объекта и водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (в том числе стоянка автомобилей в водоохранной зоне) (часть 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

  • на физических лиц – от 3 000 до 5 000 руб;
  • для должностных лиц – от 8 000 до 12 000 руб;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

2. Уничтожение и повреждение знаков, обозначающих границы водоохранных зон (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ)

  • На граждан – от 3 000 до 5 000 руб;
  • Для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. 3.

Несоблюдение требований по оборудованию объектов, расположенных в водоохранных зонах, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов (ст. 8.45 КоАП РФ)

  • на граждан – от 3 000 до 4 000 руб;
  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 миллиона рублей.

Повторное нарушение в течение года карается еще более высокими штрафами и возможностью приостановления деятельности. Такое дело также рассматривается судом.

4 Повреждение водоохранных сооружений (ст. 7.7 КоАП РФ)

  • на граждан – от 1 000 до 1 500 руб.
  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 000 руб;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

5. Нарушение правил использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (часть 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Заключение

В заключение следует отметить, что правил, регулирующих режим водоохранной зоны, не так уж много, и знание их может уберечь вас от незапланированных финансовых потерь. Важно помнить, что соблюдая рассмотренные в статье правила, вы не только экономите свой драгоценный рубль, но и сохраняете наше природное богатство для будущих поколений, что в условиях серьезной экологической ситуации крайне важно.

Похожие статьи

Санитарно-защитная зона захоронения животных. Что это такое и для чего она нужна? Как часто вы слышали в своей жизни слово "питомник"? Возможно, даже ни разу? Неудивительно, ведь в…

Уведомление о планируемом сносе здания. Инструкции по заполнению формы. Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации введена новая глава 6.4 "Снос…

Охранная зона тепловой сети: размер зоны, типовые правила, регистрация в ЕГРЮЛ Что такое охранная зона тепловой сети? Теплоснабжение – часть городской и сельской инфраструктуры….

«Июль в Швейцарии» — издательский дом