Фактически процесс пропитки железнодорожных шпал выглядит следующим образом:
Чем пропитывают железнодорожные шпалы
При производстве железнодорожных шпал всегда используется антисептическое средство. Это средство сохраняет прочность деревянных элементов пути, защищает их от гниения, микроорганизмов и вредителей. Давайте рассмотрим, какие средства используются для пропитки железнодорожных шпал и как происходит этот процесс.
Деревянные элементы железнодорожных путей должны выдерживать экстремальные нагрузки и вибрации, а также многочисленные погодные явления в течение многих лет. По этой причине лиственница, ель, сосна или береза были выбраны в качестве наиболее подходящей основы для железнодорожных шпал, поскольку они долговечны, относительно легки (по сравнению с бетонными шпалами), непроводящи и дешевле в производстве.
Что используется для пропитки железнодорожных шпал?
Только качественная грунтовочная обработка может сохранить первоначальную структуру древесины и защитить ее от воздействия внешних факторов и должна отвечать следующим требованиям:
- глубоко и равномерно впитываться;
- подавлять активность и размножение микроорганизмов
- быть безопасным для природы, человека и животных
- сохранять свои свойства в течение всего срока эксплуатации;
- его антисептические свойства должны быть постоянными и неизменными;
- он не должен обладать летучестью и эффектом выщелачивания даже при длительном контакте с водой.
Такие составы должны поглощаться древесиной в строго запланированных количествах, при этом проникая в ее структуру на достаточную глубину, чтобы обеспечить эффективную защиту. Стоит рассмотреть возможность пропитки шпал тремя наиболее популярными составами.
креозот (углеродное масло).
Это технически устаревший и чрезмерно токсичный материал, который активно используется с 1950-х годов. Креозот производится путем перегонки древесного угля со смолой, а одним из ингредиентов в процессе производства является фенольный эфир. Преимуществами продукта являются его низкая стоимость, длительная эффективная защита древесины, в том числе от повреждений, и простая технология нанесения. Но есть и недостатки: высокий уровень токсичности, резкий запах и обесцвечивание пропитанных грунтовок.
Элемсепт
Это антисептик на основе концентрированных оксидов хрома, меди и мышьяка. Он выпускается в виде порошка и разводится водой непосредственно перед пропиткой грунтовок. Он наносится под давлением с помощью автоклавов на высушенную в вакууме древесину. Пропитываются все стороны шпалы, а в конце процедуры камера опорожняется, чтобы обеспечить длительный эффект. Средняя глубина пропитки Elesept по этой технологии составляет не менее 2 мм, что обеспечивает надежную защиту материала от внешних воздействий, грибков и влаги. Грунтовая пропитка намного эффективнее креозота, не так токсична и не выделяет неприятных запахов.
Какова цель пропитки древесины?
Себестоимость древесины, используемой в железнодорожном строительстве, очень низкая, но эта дешевая древесина имеет недостаточный срок службы. К этому добавляются чрезвычайно агрессивные условия эксплуатации: постоянная вибрация, контакт с погодой и почвой, высокое давление.
Качество и свойства готовых железнодорожных шпал регламентируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал этим нормам, их пропитывают специальными составами, которые значительно повышают потенциал древесины. Такие химические "коктейли" надежно защищают волокнистую структуру изделия от разрушительного воздействия влаги и физического износа.
Способы пропитки железнодорожных шпал: основные виды защитных составов
Помимо креозота, классического примера защитного состава для этого сектора, химическая промышленность также предлагает преимущества относительно новых названий, таких как alecet и ZTK.
Креозот
С помощью этого состава древесину защищают уже более 50 лет. Ядовитую жидкость получают из угля и древесного угля путем перегонки древесной смолы.
Креозот содержит такие опасные компоненты, как фенольные эфиры и фенол.
Грунтовки, пропитанные этой смесью, приобретают характерный черный оттенок с заметными следами коричневого цвета, также присутствует сильный запах, напоминающий запах дизельного топлива. Хотя соединение токсично, уровень "сомнительных" примесей позволяет использовать его на железнодорожных путях (при условии, что оно проходит экспертизу в соответствии с государственными нормами).
Причиной широкого распространения этого решения является эксплуатационное обоснование – пропитка предотвращает преждевременный износ древесины, имеет низкую стоимость и технологию применения, всесторонне продуманную в течение нескольких десятилетий.
Elesept
Это бессолевой консервант, содержащий концентрированные оксиды хрома, мышьяка и меди. Грунтовки пропитываются этим средством, которое предварительно разбавляется водой по специальной методике, чередуя вакуум и давление. В результате обработанные детали приобретают зеленоватый оттенок. Продукт обладает низкой токсичностью и не имеет запаха.
Вещество выпускается в виде порошка, а для пропитки древесины разведенным веществом необходимы автоклавы. Вся процедура сводится к трем основным этапам:
Общие размеры и вес деревянных шпал
Стандарт устанавливает геометрические размеры деревянных шпал. Длина шпал всех типов составляет 2750 мм. Допустимый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы зависит от других размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего типа. Ширина зависит от формы и конструкции. Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условия, в которых она будет использоваться. Вес железнодорожной шпалы зависит от всех этих параметров. После пропитки вес шпалы немного увеличивается. Вес одной шпалы увеличивается в зависимости от ее конструкции. Вес деревянной шпалы первого типа составляет 85 кг. Она должна выдерживать самые высокие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте указаны в зависимости от состояния древесины. Содержание влаги не должно превышать двадцати двух процентов. Поэтому размеры шпал могут отличаться в пределах одной партии, но в пределах допусков. Перед началом производства определяются размеры продукции, которая будет производиться. Особое внимание уделяется толщине. Она должна быть постоянной по всей длине.
Технология производства деревянных шпал
Производство шпал различается по следующим параметрам
- методом распиловки;
- используемого оборудования;
- используемым материалом.
По методу раскроя шпалы делятся на
- обрезные;
- необрезные;
- полуобрезные.
В первом случае обрезаются все четыре стороны. Во втором случае они обрезаются с двух сторон, а в третьем – с трех. Процесс изготовления начинается с выбора материала, то есть того, из чего они сделаны. Шпалы могут быть изготовлены из древесины лиственных или хвойных пород. Производство шпал происходит в следующем порядке:
- выбор пиломатериалов необходимого размера;
- распиловка пиломатериалов на деревянные шпалы;
- прямая распиловка (производство деревянных шпал);
- обработка (пропитка) антисептиком;
- сушка пропитанных шпал;
- сортировка готовой продукции и маркировка;
- подготовка технологических отверстий под крепеж.
В результате получаются деревянные изделия требуемого типа для использования на отдельных участках железной дороги.
Резка шпальных заготовок
Данная технологическая операция (раскрой шпал) выполняется на основании ГОСТ 8486-86. В зависимости от размеров шпалорезки разработаны соответствующие схемы распиловки. Производительность во многом зависит от диаметра бревна и выбранной схемы. Основной задачей правильного выбора схемы является снижение отходов при распиловке. В настоящее время разработано семь основных и более сорока модифицированных рациональных схем распиловки. Они предназначены для шпальных заготовок диаметром от 255 до 700 миллиметров. Эти схемы могут быть модифицированы в зависимости от конкретных условий распиловки.
Чем пропитывают шпалы: виды смесей, их преимущества и недостатки, а также риски для здоровья
Знание того, чем пропитывать железнодорожные шпалы, пригодится в различных ситуациях, например, когда вы хотите использовать такую древесину в строительстве или когда вам приходится долгое время проводить вблизи железнодорожных путей.
Для чего нужна пропитка древесины?
Себестоимость древесины, используемой для строительства железных дорог, очень низкая, но эта дешевая древесина не имеет достаточно длительного срока службы. Кроме того, условия эксплуатации чрезвычайно агрессивны: постоянная вибрация, контакт с погодой и почвой, высокое давление.
Качество и свойства готовых железнодорожных шпал регламентируются стандартом ГОСТ 78-2004. Для того чтобы срок службы изделия соответствовал этим нормам, его пропитывают специальными составами, которые значительно увеличивают потенциал древесины. Такие химические "коктейли" надежно защищают волокнистую структуру изделий от разрушительного воздействия влаги и физического износа.
Железнодорожные шпалы работают в неблагоприятных условиях
Что используется для пропитки железнодорожных шпал: основные виды защитных составов
Наряду с креозотом, классическим примером защитного состава для этого сектора, химическая промышленность также предлагает преимущества относительно новых продуктов, таких как alecet и ZTK.
Креозот – классика для пропитки железнодорожных шпал
Можно ли использовать пропитанные железнодорожные шпалы для строительных работ?
Такой строительный материал привлекает чрезвычайной дешевизной, поэтому многие мастера задаются вопросом, стоит ли использовать его для бытовых или жилых сооружений. В первую очередь их беспокоит запах креозота (такая пропитка наиболее распространена), который они пытаются замаскировать подручными средствами. Однако не следует забывать об опасности таких соединений для здоровья. Поэтому лучше воздержаться от такой строгости, даже при строительстве гаража или хозяйственных построек.