Самый универсальный пол – бетонный. И дело не только в его отделке – дело еще и в том, как его можно сделать. Если говорить конкретно о том, как сделать бетонный пол в гараже своими руками, то начинать нужно, прежде всего, с того, что имеет фундамент. Если это монолитная плита, то работы не так много. Если поверхность недостаточно ровная, можно залить выравнивающую стяжку, а затем приступить к укладке финишного слоя. Если перепады составляют менее 1 см на квадратный метр, можно сразу укладывать любой из подходящих отделочных материалов.
Что делать, если бетонный пол в гараже пылит, и как за ним ухаживать?
Хорошо залитый бетонный пол в гараже – это надежное и долговечное покрытие.
Но у него часто есть один существенный недостаток – большое количество пыли, сопровождающееся многочисленными неудобствами.
Однако эта проблема может быть решена путем удаления пыли с бетонного пола.
Что это значит?
Бетон – это пористый материал, который при неправильной заливке становится источником мелких частиц – пыли. Пыль часто представляет опасность не только для имущества, но и для людей.Ведь она может содержать большое количество химически активных, несвязанных веществ.
Причины
Бетонные полы должны выдерживать значительные нагрузки от эксплуатации – это особенно актуально для поверхностей в гараже. Со временем чрезмерные механические и химические нагрузки вызывают повреждение основания, что приводит к образованию цементной пыли.
Часто качество бетонного пола ухудшается без видимых причин и гораздо быстрее. Как правило, это происходит по следующим причинам:
- Рабочие не соблюдали технологию при укладке.
- Неправильно рассчитан состав бетонного раствора при его приготовлении.
- Большое количество углекислого газа остается в помещении в течение длительного времени и вступает в реакцию с известью в бетоне, вызывая образование мелкой пыли.
- Для укладки пола были использованы низкокачественные компоненты.
Внимание! Появление пыли не является редкостью, поскольку цемент не вступил в реакцию с водой в процессе приготовления раствора. Она остается в порах материала и со временем проникает в наружное покрытие.
Почему необходимо проводить удаление пыли?
Необходимость проведения процедуры удаления пыли с полов в гараже обусловлена несколькими причинами:
- Большое количество пыли негативно влияет на механизмы и оборудование в гараже. Ее частицы проникают под кузов, поражая важные узлы и детали.
- Бетонная пыль представляет прямую угрозу для людей, вызывая аллергические реакции и поражая дыхательную систему, кожу и слизистые оболочки глаз.
- Уборка значительно усложняется. Кроме того, вам придется чаще мыть машину и другое гаражное оборудование – они могут пылиться изо дня в день.
Гидроизоляционные средства (грунтовки, праймеры)
Если вы не знаете, чем покрыть бетонный пол в гараже, чтобы он не пачкался и не пылился, потратив при этом совсем немного времени, обратите внимание на пропитки для бетона (их еще называют грунтовками для бетона). Это многокомпонентные составы на основе полимеров. Они бывают на органической и неорганической основе. Поскольку это пропитки, они не образуют на поверхности никакого покрытия и поэтому не могут отслаиваться или отваливаться. Их компоненты проникают в бетон и связывают частицы полимерными цепочками. В результате прочность поверхности становится в 2-3 раза выше, повышается устойчивость к агрессивным средам (кислотным и щелочным), перепадам температур, улучшается морозостойкость, исключается пылеобразование.
В целом, существует три вида грунтовок для бетона:
- Полиуретановые. Применяются в основном для гидроизоляции, но также используются для ремонтных растворов: грунтовка смешивается с песком, и этой смесью заделываются трещины и сколы.
- Дисперсионные. Хорошо справляются с пылением и слегка укрепляют поверхность бетона. Их цена средняя.
- Эпоксидные. Большинство из них двухкомпонентные, готовятся перед нанесением, основное назначение – гидроизоляция.
Если вы не собираетесь красить пол или покрывать его каким-либо другим финишным покрытием после грунтовки, для обеспыливания пола в гараже лучше всего подходят дисперсионные грунтовки. Для красок или других покрытий используйте грунтовку того же типа: полиуретановая краска для бетона требует грунтовки того же состава и т.д.
Полиуретановая (полимерная) пропитка для бетона
Это покрытие для гаража хорошо, но цена – 1 литр стоит около 5 долларов США. Можно найти упаковки по 3 кг и 20 кг. Расход гидроизоляции для первого слоя составляет 0,25-0,5 кг/м 2 , для второго слоя – 0,15-0,2 кг/м 2 .
Краска для бетона
Поверх грунтовки можно наносить специальные краски для бетона. Они долговечны – их используют для окраски полов на автозаправочных станциях, в гаражах и т.д. Это не обычные краски, а многокомпонентные составы на основе полимеров, в которые добавляются красящие пигменты. Выбор зависит от предназначения покрытия для пола гаража:
- Краски для бетона на основе ПВХ подходят для удаления пыли.
- Полиуретановая краска подходит для защиты от кислот, щелочей и других агрессивных веществ.
- Для повышения прочности и устойчивости к истиранию: двухкомпонентные эпоксидные краски.
Если речь идет конкретно о гаражах, то эпоксидные краски, пожалуй, подходят больше. Они образуют прочное покрытие, которое очень хорошо сцепляется с бетонным основанием. Краска не набухает и не отваливается. Со временем он может немного износиться, и то в местах очень интенсивного использования. Ее можно использовать на станциях техобслуживания, в подвалах и гаражах.
Эпоксидная краска для бетона должна наноситься на подготовленное бетонное основание. Пол должен быть сухим (с момента заливки должно пройти не менее 30 дней). Если стяжка была залита недавно, удалите затирку с поверхности жесткой (стальной) щеткой. Если пол старый, имеются сколы и трещины, заделайте их и удалите маслянистые пятна. Удалите грязь после обработки.
Перед покраской вымойте пол ПВА, разбавленным водой. Второй вариант – слабый водный раствор соляной кислоты (1:9). Через сутки очистите поверхность пылесосом или мягкой щеткой. После этого бетонный пол готов к нанесению эпоксидной краски.
За день до этого занесите основу и отвердитель в теплое помещение. Температура должна быть выше 18°C. Смешайте каждый ингредиент отдельно, в отдельной емкости. Затем отвердитель добавляется в емкость с основой и состав перемешивается. При необходимости можно использовать растворитель, указанный в инструкции. Срок службы этой краски невелик (время затвердевания), поэтому работайте быстро.
Тротуарная плитка в гараже
Начало работы точно такое же: снимите плодородный слой, выровняйте и уплотните основание. Затем засыпьте гравием. Минимальный слой – 10 см, а какой получится – зависит от глубины получившегося котлована. Только учтите, что сверху будет слой песка 7-10 см и тротуарная плитка, толщина которой должна быть более 6 см. Это позволит вам правильно рассчитать высоту всех слоев и довести уровень пола до требуемой отметки.
Песок, щебень и все остальные материалы насыпают слоями толщиной не более 5 см, разравнивают, а затем уплотняют до высокой плотности. Слой считается уплотненным, если на нем не остается следов ног.
Чтобы предотвратить или ограничить проникновение влаги из грунта, к этой последовательности следует добавить слой, а лучше два слоя гидроизоляции. Это может быть рубероид, другой рулонный гидроизоляционный материал, толстая полиэтиленовая пленка (плотностью не менее 250-300 мкм), пароизоляционная мембрана. Материал укладывается таким образом, чтобы одна полоса перекрывала другую. Полосы склеиваются между собой. Если это мембрана, то можно использовать двусторонний скотч, если войлок или аналогичный материал, то края можно проклеить битумным составом. Где укладывать подложку? Лучшим местом, вероятно, является пространство между почвой и песком, а также между песком и сухой тротуарной смесью.
Как правило, для гаража можно использовать слой геотекстиля. Это нетканый материал, используемый в Европе для строительства дорог. Это отличный материал, распределяющий нагрузку, и пол гаража никогда не будет прогибаться под колесами, если в укладке используется геотекстиль. В этом варианте его лучше укладывать между вторым слоем песка и сухой смесью.
Делаем деревянный пол в гараже своими руками
А для деревянного пола в гараже отличий на первом этапе не будет: необходимо снять плодородный грунт, выровнять и уплотнить дно получившейся траншеи. Затем на дно можно уложить слой гидроизоляции (рубероид, гидроизоляция, пленка, мембрана), а затем слой песка или гравия. Песок и гравий следует уплотнить, но плотность не столь критична, а вот проверить, насколько ровной получилась "подушка", можно с помощью спиртового уровня, но не маленького и не менее метра.
С изоляцией
На эту "подушку" укладывается древесина большого сечения. Расстояние между ними должно быть не более одного метра. Колеса автомобиля лучше всего располагать над балкой или рядом с ней, но остальное можно расположить по желанию.
Перед укладкой балки обрабатывают пропиткой против гниения (для древесины, непосредственно контактирующей с землей), а затем обрабатывают антипиренами (которые снижают воспламеняемость). Можно пропитать лаги средством для обработки отходов, но воспламеняемость лаг только увеличится. Поэтому это не лучшее решение, даже если оно дешевое. Можно также использовать грунтовки. Они уже пропитаны, но имеют стойкий характерный запах.
Затем пространство между балками можно заполнить изоляцией. Пенополистирол – лучший вариант. Если позволяет бюджет, используйте экструдированный полистирол плотностью 35 кг/м3. Он не гниет, на нем не развиваются грибки и микроорганизмы, его не едят мыши. Кроме того, он не просачивается и не впитывает воду. Он изолирует и герметизирует одним махом. Толщина слоя составляет не менее 5 см, но лучше 10 и более. Если остается свободное место, можно засыпать битый кирпич, керамзит. Эти материалы – не лучший вариант, поскольку они гигроскопичны (впитывают влагу). Вместо них можно использовать новый материал – гранулированное пеностекло. Он в несколько раз теплее керамзита, не впитывает воду и не такой дорогой. В принципе, можно просто засыпать пеностекло (в гранулах или обрезках) между балками. Это также будет хорошим решением. Но ни в коем случае не нужно заполнять все пространство под самими плитами. Вам нужен вентиляционный зазор не менее 5 см. В этом случае доски не будут гнить.
Уход за бетоном
После заливки бетона, если на улице не слишком жарко, можно просто закрыть ворота гаража. Если в гараже есть окно, закройте его, чтобы солнечный свет не попадал на бетон. Если на улице слишком сухо и жарко, накройте бетон полиэтиленовой пленкой или влажным пакетом.
Поливайте плиту каждый день в течение недели. Это легче для полотна – вы можете поливать его относительно небольшими струями без особых проблем, и оно будет доставлять влагу к бетону. Если бетонный пол в гараже покрыт полиэтиленовой пленкой, то перед поливом ее следует снять, а затем снова натянуть. При поливе в этом случае следите за тем, чтобы капли были мелкими – для этого нужна насадка с большим количеством отверстий. В любом случае степень полива должна быть равномерно влажной (на это указывает темно-серый цвет поверхности), но без больших луж.
Утепленный бетонный пол в гараже
Есть два варианта – изолировать уже залитую плиту, заливая поверх нее стяжку (конструкция, изображенная ниже), или изолировать сразу, укладывая ее под основную плиту.
Если выбран второй вариант, то изоляция укладывается поверх гидроизоляционного слоя, а поверх нее укладывается армирующая сетка. В остальном процесс заливки бетонного пола гаража не отличается, но при расчете глубины котлована необходимо учитывать толщину изоляции.
В качестве утеплителя рекомендуется использовать экструдированный пенополистирол (ЭППС) плотностью не менее 35 кг/м3. Он обладает очень хорошими свойствами, выдерживает высокие нагрузки, не впитывает и не пропускает воду и пар. Поэтому он также обеспечивает дополнительную пароизоляцию.
Для того чтобы изоляция не прорезалась колесами, хорошо уложить сверху слой геотекстиля. Это нетканая мембрана, используемая в дорожном строительстве. Его функция заключается в распределении нагрузки, что как раз то, что нам нужно.
Минимальная толщина ЭППС – не менее 5 см, лучше 8 см. Лучше укладывать его в два слоя, размещая на стыках, чтобы максимально изолировать пол.