Голубое топливо, добываемое из земли, содержит различные газы: метан, бутан, пропан, азот, гелий и сероводород. Некоторые из них являются ингредиентами на химических заводах, другие сжигаются для производства энергии (электричества и тепла). Некоторые из них используются в качестве моторного топлива.
транспортировка сжиженного нефтяного газа
Если топливо необходимо транспортировать в отдаленные районы, то из-за географических ограничений часто выгоднее делать это в сжиженном виде, чем по трубопроводу. Это означает, что сжиженный газ упрощает доставку в отдаленные районы.
Что такое СПГ и СНГ
При оптимальной температуре и давлении углеводороды существуют в газообразном состоянии. Но они станут жидкостью, если давление немного увеличить (без изменения температуры).
Сжиженный природный газ (при температуре минус 160 градусов) легче хранить и транспортировать. Объем в 600 раз меньше первоначального объема.
Также в промышленных целях жидкости из природного газа используются в процессах фракционирования СУГ при низких температурах, из которых выделяются пропан, этан, бутан, бензин и гелий.
Важно: Сжиженный газ растворяется в воздухе и переходит в газообразное состояние. Если уровень концентрации достигает 5-15% и имеется контакт с источником пламени, газ может воспламениться. Однако если он составляет менее 5%, этого не произойдет.
Многие страны, в том числе Испания с Францией, Япония с Бельгией, Южная Корея и другие, уже много лет используют СПГ в качестве одного из основных источников энергии, необходимой для промышленных целей, используемой в общественных учреждениях и быту, на нефтехимических заводах и в качестве топлива для автомобилей.
Для систем газоснабжения в России наибольший интерес представляет технический пропан, пары которого характеризуются хорошей гибкостью. Это позволяет легко отбирать необходимое количество пара из резервуара или газового баллона даже при отрицательных температурах, что позволяет размещать такие резервуары на улице даже зимой.
Бутан дешевле пропана. Когда он горит, в реакции участвуют 4 атома углерода и 10 атомов водорода, что свидетельствует о высокой теплоемкости. Однако бутан имеет более низкое давление паров, что не позволяет использовать его при отрицательных температурах.
Интерес представляет также пропан-бутановая смесь. LPG используется в повседневной жизни и в коммунальном хозяйстве. Российские климатические условия не позволяют непрерывно эксплуатировать баллонные установки, если содержание бутана в смеси превышает 60%.
Внешний вид и свойства
Этот газ имеет вид бесцветной жидкости без запаха. Он некоррозионный, т.е. не вызывает коррозии. Плотность СПГ в два раза меньше плотности воды. В жидком состоянии он не воспламеняется и не токсичен.
Важно: Чтобы привести вещество в исходное состояние, сжиженный газ перед использованием выпаривают без кислорода (воздуха). При сгорании выделяются углекислый газ (диоксид углерода) и водяной пар.
СПГ очень быстро испаряется, не оставляя следов на почве или воде.
Основные технические свойства следующие
Температура кипения 158-163 градусов Цельсия. Плотность газа варьируется от месторождения к месторождению. Она находится в диапазоне 430-470 кг/м³. Он также определяется давлением в месте его расчета и температурой. Поэтому при переводе тонн газа в кубометры мы говорим “приблизительно”, т.е. 1 тонна СПГ равна приблизительно 1,38 тыс. кубометров.
Стандартные значения для этих параметров установлены Национальным институтом NISN. Для температуры это 20 градусов Цельсия (293,15 К), для давления – 1 атмосфера (101,325 кПа).
Состав компонентов
Он на 75-99 процентов состоит из метана. Кроме того, присутствуют этан, сероводород, пропан и т.д. Плотность компонентов сильно варьируется:
- Плотность пропана составляет 1 872 кг/м3;
- этан 1,263 кг/м3;
- метан 0,668 кг/м³.
Экологически чистое топливо
Сжиженный нефтяной газ имеет достаточно высокое октановое число и обладает высоким содержанием энергии, что позволяет использовать его для питания транспортных средств. Экологически безопасен, снижает расход масла и износ двигателя. Его цена ниже, чем у бензина. Кроме того, сжиженные нефтяные газы безопасны, а заправка осуществляется на специализированных заправочных станциях. Это объясняет, почему он считается более экономичным топливом, чем бензин.
Технология СПГ
Сжижение газа происходит в несколько этапов, в ходе которых он сжимается от 5 до 12 раз, охлаждается и передается дальше.
На первом этапе из природного газа удаляется вода для защиты холодильного оборудования от ее коррозионного воздействия, а также водород, гелий, соединения серы, азот и другие примеси, для чего используется глубокая абсорбционная очистка путем пропускания смеси через молекулярное сито.
Затем следует вторая стадия, на которой из смеси удаляются тяжелые углеводороды. В результате фракционирования получается газ, содержащий только метан и этан (или бутан и пропан). Полученная фракция содержит менее 5% примесей.
На последней стадии процесса охлажденный газ сжижается. Этот процесс достаточно энергоемкий: требуется до 25% от общего количества энергии.
На современных производственных предприятиях используются два процесса:
- Сжатие, которое представляет собой сжижение под постоянным давлением. Недостатком является высокая энергоемкость, что делает процесс неэффективным;
- метод, основанный на процессах теплообмена, т.е. охлаждение, в котором используется радиатор, а также турбодетандер, также известный как дроссель. Это позволяет газу быстро расширяться, чтобы достичь желаемой температуры. Одним из недостатков этого метода является низкая степень конденсации – 4 процента, что требует многократной перегонки. Этот показатель может быть увеличен до 14% при использовании схемы компрессор-детандер.
Использование термодинамических схем позволяет повысить эффективность до 100 процентов:
- использование каскадного цикла снижения температуры кипения. Хладагентами на различных этапах являются: пропан, азот, этан, метан, очищенная или морская вода, воздух;
- цикл, в котором одновременно используются два хладагента – этан и метан;
- использование расширительных циклов в технологии сжижения.
Несколько таких технологий занимают лидирующие позиции на современном рынке:
- Технологии AP-C3MR™, AP-SMR™ и AP-X™ занимают до 82% общей доли рынка и используются для производства значительных объемов СПГ;
- Оптимизированный каскад, разработанный компанией ConocoPhillips;
- Компактные установки GTL используются в производстве (для внутреннего пользования);
- СПГ, производимый при производстве газомоторного топлива (газомоторное топливо), производится в больших масштабах на заводах на месте;
- FLNG – использование морских танкеров и судов с установками для сжижения природного газа. Это позволяет получить доступ к месторождениям, недоступным для трубопроводной инфраструктуры;
- плавучие платформы СПГ (примером может служить платформа, строящаяся в 25-километровой зоне в Австралии компанией Shell).
Оборудование, необходимое для производства СПГ
- установка, используемая для очистки и сжижения сырья
- производственная линия
- резервуары для хранения сжиженного газа (криогенные резервуары)
- газовозы для погрузки в танкеры.
Транспорт
В настоящее время сжиженный газ доставляется потребителю одним из следующих способов
- большими газовозами, оснащенными низкотемпературными установками и толстыми изоляционными слоями;
- транспортные средства специального назначения (сухопутные)
- по железной дороге (в вагонах-цистернах);
- по трубопроводу (регазификация, т.е. доведение до газообразного состояния).
Производители
Основными странами-производителями СПГ по состоянию на 2009 год являются:
- Катар – объем достигает почти 50 млрд куб. м;
- Малайзия и Индонезия – 29,5 и 25 млрд. куб. м соответственно;
- Австралия и Алжир: 24 и 21 млрд. куб. м.
Япония является крупнейшим импортером СПГ. Газ также покупают: Испания, США, Франция и Индия.
В России также имеется 2 действующих завода. Один из них – проект “Сахалин-2”, реализация которого началась в 2009 г. Контрольный пакет акций принадлежит “Газпрому” Совладельцами проекта являются: 27,5% Shell, 12,5Mitsui, 10% Mitsubishi. В 2015 году годовой объем производства достиг 10,8 млн тонн, что на 1,2 млн тонн превышает проектную мощность. К сожалению, из-за падения цен на мировом рынке экспорт в последние годы значительно сократился.
Другим крупным игроком в России является компания “Новатэк” (Ямал-СПГ).
Американцы не остались в стороне: они открыли пять экспортных терминалов СПГ общей мощностью 57,8 млрд т/год. Понятно, почему между этими странами на протяжении многих лет существует ожесточенная конфронтация.
Приложения
Помимо использования в автомобильном секторе в качестве более экономичного, безопасного, дешевого и менее вредного для окружающей среды топлива, СПГ (марки ПБА, используемый при температуре не ниже -20 градусов, и марки ПА) применяется в системах отопления, в промышленности (как источник тепла и холода при обработке металлов, керамики и стекла), для бытовых и муниципальных нужд (марки БТ, ПБТ, ПТ).
Основными игроками в сегменте топлива являются бутан, метан и пропан, которые имеют следующие общие свойства
- без запаха. В отличие от них, эти виды топлива получают ароматический маркер для быстрого обнаружения утечек;
- Безопасность, или устойчивость к возможному воспламенению, которое происходит при температурах плюс 429 градусов (бутан), 466 (бутан) и 537 (метан). Для сравнения, дизельное топливо и бензин воспламеняются при температуре 250-300 градусов;
- полное сгорание, что сводит к минимуму ущерб для окружающей среды;
- минимальное загрязнение окружающей среды, продление срока службы поршневых цилиндров, свечей зажигания и камеры сгорания двигателя;
- высокое октановое число: 110 для метана и 100 для пропан-бутановой смеси. Следует отметить, что эти смеси можно использовать в различных климатических зонах, но с учетом того, что в разжиженном состоянии они не устойчивы к морозам, но терпимы в районах с жарким климатом: эти компоненты смеси дополняют друг друга и образуют достаточно устойчивое вещество. Пропан, с другой стороны, реагирует на высокие температуры, что приводит к повышению давления в баллонах, в которых он хранится.
Важно: На автозаправочных станциях для разных сезонов продаются различные смеси, которые отличаются процентным составом газовой смеси: например, летом бутан должен составлять 60 %, а зимой 40 %.
Требования к жидким газам можно найти в ГОСТ 27578-2018.
Преимущества
- Удобство хранения энергоносителя (благодаря высокой плотности сжиженного газа), доставки и потребления. Криогенная нетоксичная жидкость хранится при температуре минус 162 градуса Цельсия. Для больших объемов используются надземные резервуары, в которых он хранится при атмосферном давлении;
- Межконтинентальные перевозки, для которых используются бензовозы, автоцистерны или железнодорожные цистерны;
- Открывает возможность газификации объектов, расположенных на значительном расстоянии от газовой сети. Исключает необходимость строительства дорогостоящих трубопроводов.
Приложения
Было разработано несколько технологий сжижения газа: собственная для метана и для бутана. Сжиженный газ дешевле в получении, его легче хранить и транспортировать, чем СПГ. Последнее сложнее и дороже в производстве, плюс регазификация, которая требует специального оборудования. В настоящее время метан пользуется большим спросом, поэтому его сжижают в гораздо больших количествах.
LPG топливо – использование сжиженных нефтяных газов
LPG обозначает несколько видов сжиженного нефтяного газа, которые используются в различных промышленных отраслях. LPG чаще всего используется в автомобильной промышленности в качестве альтернативы бензину и дизельному топливу. Пропан-бутановые смеси все чаще используются в качестве топлива для автомобилей. Метан также используется в качестве топлива – справедливости ради, его нельзя назвать сжиженным нефтяным газом, поскольку он сжимается только под высоким давлением, сжатым природным газом (CNG).
Эти виды топлива, безусловно, более экономичны и оптимально безопасны при правильном подключении к системам LPG (газобаллонное оборудование). Кроме того, сжиженные газы, а также метан, в отличие от дизельного топлива и бензина, при потреблении наносят минимальный ущерб окружающей среде. Владельцев автомобилей также привлекает отсутствие дорогостоящих технических проектов, связанных с установкой газовой топливной системы.
Стоит учесть, что пропан-бутановые газовые смеси на автозаправочных станциях почти в два раза дешевле бензина, а сжиженный газ стоит лишь немного дороже жидкого топлива при одинаковом пробеге:
✔ Зимний состав – 1,25 литра газовой смеси против 1 литра бензина;
✔ Летний газ – 1,19 литра сжиженного газа на 1 литр бензина.
Сочетание всех свойств и возможностей этих смесей делает водителей весьма заинтересованными в переходе на альтернативное топливо. Условным ограничением может быть пока еще не очень разветвленная сеть автозаправочных станций, продающих углеводородное топливо. Но владельцы топливных карт и автомобилей с газовой установкой успешно пользуются информацией с локатора АЗС – все точки продаж СУГ и дороги к ним по всей России можно найти за несколько секунд, а количество заправок постоянно растет.
Характеристики сжиженных газов
Использование газообразных смесей в качестве автомобильного топлива нельзя назвать новым явлением в автомобилизации. Российская часть истории такого использования ресурсов длится уже более 80 лет и до сих пор заслужила репутацию безопасной. Метан, пропан и бутан являются основными игроками в сегменте газообразного топлива, и все три вида имеют общие характеристики:
✔ Отсутствие запаха – при установке в автомобили топливные газы намеренно выделяют ароматический маркер, который можно использовать для быстрого обнаружения утечек;
Стойкость к воспламенению – бутан воспламеняется при +429 °C, пропан – при +466 °C, метан – при +537 °C, в то время как бензин и дизельное топливо воспламеняются при +250-300 °C;
✔ Исключительно полное сгорание газов, что обеспечивает высокую эффективность использования топлива и минимизирует вредные выбросы в атмосферу;
✔ Низкое образование нагара – сохраняет качество поршней в цилиндрах, свечей зажигания и камеры сгорания двигателя
Высокое октановое число сжиженных газов – метан 110, пропан-бутан 100.
Официальные стандарты качества для сжиженного нефтяного газа
Опасения водителей по поводу риска взрыва часто связаны с неправильной установкой системы LPG, отсутствием проверки баллонов. Технические регламенты и условия, разъясняющие порядок и стандарты конверсии, можно найти, например, в ТР ТС 018/2011, Приложение 9 В специализированных транспортных средствах (работающих на сжиженном газе), также в ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 115 для различных классов транспортных средств.
При использовании пропан-бутана или метана достигается баланс между экономичностью, надежностью и пригодностью для использования в различных климатических условиях:
Сжиженные бутан и метан не морозоустойчивы, но устойчивы к жаркому климату;
✔ Пропан реагирует на высокие температуры летом и может вызвать повышение давления в газовом баллоне;
В отличие от пропана и бутана, чьи индивидуальные свойства в зависимости от температуры дополняют друг друга, газы в разных объемах образуют стабильное, твердое вещество, питающее топливную систему автомобиля. В зависимости от сезона на автозаправочных станциях продаются зимние и летние газовые смеси с разной пропорцией содержания. Например, в зимнем СУГ объем бутана составляет 40%, а в летнем СУГ – 60%.
Все требования к качеству углеводородных автомобильных топлив, подробное описание свойств метана, бутана и пропана – компонентов газовых смесей СУГ – описаны в ГОСТе (№ 27578-2018).
LPG для транспортных средств – топливо LPG
Если придерживаться строгости определения, то к категории LPG следует отнести только пропан и бутан – это сжиженные газы. Несмотря на “метанизацию” автомобилей и государственные субсидии для всех, кто решит перейти с бензина и дизельного топлива на КПГ, интерес к пропан-бутановому сжиженному газу остается высоким среди автовладельцев. Спор между сторонниками пропан-бутана и метана не может быть исчерпан, поскольку обе группы топлива имеют внушительный список преимуществ, но также и ряд ограничений.
Выбор той или иной системы газообразного топлива должен осуществляться с учетом типа транспортного средства, интенсивности и дальности его эксплуатации. В случае активных поездок на дальние расстояния владельцы грузовиков часто руководствуются стоимостью топлива, так как стоимость установки ГБО довольно быстро возрастает. И наоборот, если речь идет о перемещении легкового автомобиля с низким или средним уровнем городского использования, то основным параметром будет не стоимость установки и последующей заправки автомобиля газом, а конструкция двигателя и топливной системы автомобиля.
Сорта сжиженного нефтяного газа
В настоящее время разработано четыре вида СУГ, которые активно используются в различных сферах деятельности, и только два из них применяются в климатических условиях (согласно ГОСТ Р52087-2003):
ПБА – автомобильный пропан-бутан (разрешен к применению при температуре окружающей среды не ниже минус 20С);
✔ ПА – газ пропан для транспортных средств.
Помимо автомобильного сектора, сжиженный природный газ используется в промышленности, системах отопления, общественных учреждениях и т.д. В этих районах используются технические сорта топлива: PBT, BT и PT (пропан, бутан и технический пропан-бутан).
Что касается конкретно топливных систем автомобилей, то в вышеупомянутом ГОСТе подробно описано значение смесей в зависимости от климатических условий и регионов.
Что такое сжиженный природный газ (СПГ)?
Сжиженный природный газ или сокращенно СПГСжиженный природный газ, как его принято называть в энергетической промышленности. Сжиженный природный газСжиженный природный газ, или сокращенно СПГ СПГ) – это обычный природный газ, охлажденный до температуры -162 °C (так называемый сжиженный температура сжижения) для хранения и транспортировки в жидком виде. Сжиженный газ хранится в изотермических резервуарах при температуре кипения, которая возникает в результате испарение СПГ. Такой способ хранения связан с тем, что в случае с метан, основной компонент СПГКритическая температура составляет -83°C, что значительно ниже температуры окружающей среды и не позволяет хранить сжиженный природный газ в резервуарах высокого давления (для сравнения: критическая температура для этана составляет +32°C, для пропана +97°C). Для использования СПГ испаряется до исходного состояния без присутствия воздуха. Во время регазификации (возвращение газа в исходное парообразное состояние), из 1 куб. м СПГ производится около 600 куб. м обычного природного газа.
Температура сжиженного газа
Чрезвычайно низкая температура СПГ делает его криогенная жидкость. Как правило, вещества с температурой -100°C (-48°F) или даже ниже считаются криогенный и требуют специальных технологий для обработки. Для сравнения, самая низкая зарегистрированная температура на Земле составляет -89,2°C (Антарктида), а в отложениях -77,8°C (село Оймякон, Якутия). Криогенная температура сжиженного природного газа означает, что контакт с СПГ может изменить свойства контактных материалов, которые в результате становятся хрупкими и теряют свою прочность и функциональность. Поэтому в индустрии СПГ используются специальные материалы и технологии.
Химический состав СПГ
Нефть и природный газ – это ископаемые виды топлива, известные как “углеводороды”потому что они содержат химические комбинации атомов углерода и водорода. Химический состав природного газа зависит от места его добычи и переработки. Сжиженный природный газ это смесь метан, этан, пропан и бутан, с небольшим количеством более тяжелых углеводородов и некоторыми примесями, такими как азот и сложные соединения серы, вода, диоксид углерода и сероводород, которые могут присутствовать в выходном газе, но должны быть удалены перед сжижением. Метан является наиболее важным компонентом, обычно, но не всегда, более 85% по объему.
Плотность сжиженного газа
Потому что СПГ – это своего рода смесь, плотность сжиженного природного газа СПГ представляет собой смесь, плотность сжиженного природного газа мало зависит от его фактического состава. Плотность СПГСПГ обычно имеет массу от 430 до 470 килограммов на кубический метр и объем, составляющий примерно 1/600 часть объема атмосферного газа. Это делает его примерно на треть легче воздуха. Еще одним следствием этих фактов является то, что СПГ имеет меньшую плотность, чем вода, что позволяет ему подниматься на поверхность в случае утечки и довольно быстро возвращаться в парообразное состояние.
Другие свойства СПГ
Сжиженный природный газ не имеет запаха, цвета, не вызывает коррозии, не воспламеняется и не токсичен. СПГ хранится и транспортируется при очень низких температурах при атмосферном давлении (без высокого давления). При контакте с окружающей средой СПГ быстро испаряется, не оставляя следов на воде или почве.
В своем жидкая форма Сжиженный природный газ не обладает способностью взрываться или воспламеняться. В своем испарение природный газ может воспламениться при контакте с источником горения и при концентрации паров в воздухе от 5 до 15 процентов. Если концентрация паров газа составляет менее 5 процентов, то паров недостаточно для возникновения пожара, а если более 15 процентов, то в окружающей среде закончится кислород.
Преимущества сжиженного природного газа
- В процессе сжижения плотность газа увеличивается в несколько сотен раз, что повышает эффективность и удобство хранения, а также транспортировки и потребления энергоносителя.
- Сжиженный природный газ представляет собой Нетоксичная, криогенная жидкостьХранение осуществляется в теплоизолированном резервуаре при температуре -162 °C. Большие объемы СПГ можно хранить в специальных наземных резервуарах при атмосферном давлении.
- Межконтинентальные перевозки СПГ специальными СПГ-танкерами, а также железнодорожные и автомобильные перевозки в цистернах.
- Сжиженный природный газ позволяет газифицировать объекты, удаленные от магистральных трубопроводов, создавая запасы СПГ непосредственно у получателя, без необходимости строительства дорогостоящих трубопроводных систем.
С точки зрения потребителя, преимущества СПГ, обусловленные его составом и физическими свойствами, также включают тот факт, что СПГ является не только источником сухого природного газа, транспортируемого по трубопроводу, но и источником ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов – этан, пропан, бутаны и пентаны), которые являются компонентами СПГ и отделяются от него во время регазификация. Эти углеводороды используются в качестве сырья для нефтехимии и как источник чистого топлива для различных видов транспорта (а также для бытового использования). В процессе регазификации на терминале СПГ будет отделяться C2+ или C3+. Транспортная способность ШФЛУ часть сжиженного природного газа не только приносит пользу потребителю, но и решает проблемы производителя ШФЛУ газового месторождения.
Сжиженный природный газ – это безопасный газ, экологически чистое топливо энергоэффективность и высокое октановое число. Цена СПГ цена ниже, чем у сжиженного нефтяного газа, печного топлива и даже дизельного топлива.
Жидкие газы
Сжиженный нефтяной газ (LPG) – углеводороды или смеси углеводородов, которые находятся в газообразном состоянии при нормальном давлении и температуре окружающей среды, но переходят в жидкое состояние при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры.
Сжиженные газы добываются из попутных газов, а также из газоконденсатных месторождений. Перерабатывающие заводы извлекают из них этан, пропан и бензин. Пропан и бутан являются наиболее ценными для отрасли газоснабжения. Их главное преимущество заключается в том, что их можно легко хранить и транспортировать в жидком виде, а также использовать в качестве газа. Другими словами, преимущества жидкой фазы используются для транспортировки и хранения сжиженных газов, а преимущества газовой фазы – для сжигания.
СУГ широко используется во многих странах мира, включая Россию, в промышленных, бытовых, коммунальных, нефтехимических целях и в качестве автомобильного топлива.
Молекула пропана состоит из трех атомов углерода и восьми атомов водорода.
Пропан
Для систем газоснабжения, работающих в России, наиболее подходящим является технический пропан. пропан (C3H8), поскольку он имеет высокое давление пара до минус 35°C (точка кипения пропана при атмосферном давлении составляет минус 42,1°C). Даже при низких температурах легко извлечь необходимое количество паровой фазы из баллона или газового баллона, заполненного пропаном, в условиях естественного испарения. Это позволяет устанавливать баллоны LPG на открытом воздухе зимой и извлекать пары при низких температурах.
Бутан
При горении молекула бутана вступает в реакцию с четырьмя атомами углерода и десятью атомами водорода, что объясняет его более высокую теплотворную способность по сравнению с пропаном.
Бутан (C4H10) дешевле, но отличается от пропана низким давлением паров и поэтому может использоваться только при положительных температурах. Температура кипения бутана при атмосферном давлении составляет минус 0,5 °C.
Температура газа в резервуарах автономной системы газоснабжения должна быть положительной, иначе бутановая составляющая СУГ не сможет испариться. Для обеспечения температуры газа выше 0°C используется геотермальное тепло: газовый баллон для автономного дома установлен под землей.
Пропан-бутановая смесь
Смесь пропана и технического бутана (СПБТ), также известная как пропан-бутан. Если содержание бутана в СУГ превышает 60%, бесперебойная эксплуатация резервуарных установок в российских климатических условиях невозможна. В таких случаях используются испарители сжиженного газа для перекачки жидкой фазы в паровую.
Характеристики и свойства сжиженного нефтяного газа
Свойства сжиженных газов влияют на меры безопасности, а также на конструкцию и технические характеристики оборудования, в котором они хранятся, транспортируются и используются.
Отличительными особенностями сжиженных газов являются
- высокая гибкость испарения;
- без запаха. Для своевременного обнаружения утечек сжиженные газы ароматизируют этилмеркаптаном (C2H5SH);
- Низкие температуры и пределы воспламеняемости. Температура вспышки бутана составляет 430°C, пропана – 504°C. Нижний предел воспламеняемости для пропана составляет 2,3%, а для бутана – 1,9%;
- Пропан, бутан и их смеси тяжелее воздуха. В случае утечки сжиженный газ может скапливаться в колодцах или подвалах. Запрещается устанавливать системы LPG в таких помещениях, как подвалы;
- Переход в жидкую фазу при повышении или понижении давления или температуры;
- высокая теплотворная способность. Для сжигания сжиженного газа требуется большое количество воздуха (для сжигания 1 м³ газовой фазы пропана требуется 24 м³ воздуха, а бутана – 31 м³ воздуха);
- высокий коэффициент объемного расширения жидкой фазы (коэффициент объемного расширения жидкой фазы пропана в 16 раз больше коэффициента объемного расширения воды). Баллоны и цистерны могут быть заполнены не более чем на 85% от их геометрического объема. Наполнение более чем на 85% может привести к разрыву, за которым последует быстрый выход и испарение газа и воспламенение смеси с воздухом;
- При испарении 1 кг жидкого сжиженного газа при давлении нетто образуется 450 литров паровой фазы. Другими словами, 1 м³ паровой фазы пропан-бутановой смеси имеет массу 2,2 кг;
- При сжигании 1 кг пропан-бутановой смеси выделяется примерно 11,5 кВт/ч тепловой энергии;
- Сжиженный газ интенсивно испаряется и вызывает обморожение при контакте с кожей человека.
Температурная зависимость давления насыщенного пара пропан-бутановой смеси
Температурная зависимость давления насыщенного пара пропан-бутановой смеси
Температурная и композиционная зависимость плотности пропан-бутановой смеси
Таблица Таблица плотностей сжиженной пропан-бутановой смеси (в т/м³) в зависимости от ее состава и температуры
T – температура газовой смеси (среднесуточная температура воздуха); P/B – соотношение пропан-бутана в смеси, %.