Чтобы найти конкретный участок обмотки, где произошло короткое замыкание, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, а предел устанавливается на 200 Ом. Затем щупом измеряется сопротивление между соседними обмотками. Затем проверяются рейки. На исправном якоре все показания сопротивления должны быть одинаковыми. В замкнутой части обмотки сопротивление будет стремиться к нулю.
Проверка, ремонт и замена якоря болтореза своими руками
Арматура подвергается тепловым, механическим и электромагнитным нагрузкам больше, чем любой другой компонент. Поэтому она является распространенной причиной поломки инструмента и, соответственно, часто требует ремонта. Как проверить арматуру на работоспособность и отремонтировать деталь своими руками – в нашей статье.
Арматура с винтовой головкой
Винтовой двигатель состоит из токопроводящей обмотки и магнитопровода, в который запрессован вращающийся вал. На одном конце находится ведущая шестерня, а на другом – коллектор с ребрами. Магнитопровод состоит из пазов и мягких лакированных пластин для его изоляции.
Схема винтового якоря
Два проводника обмотки якоря расположены в пазах особым образом. Каждый проводник образует половину катушки, концы которой попарно соединены на ребрах. Начало первого витка и конец последнего витка находятся в одном пазу, поэтому они замыкаются на одно ребро.
Почему ударный гаечный ключ может сломаться
Чаще всего инструмент перестает работать, когда повреждается якорь (ротор). Открыв корпус, можно увидеть, что щетки подгорели и неравномерно изношены. Косвенными признаками такой поломки являются нагрев инструмента и вибрация во время работы.
Электрические неисправности обнаружить сложнее. К ним относятся:
- Повреждение сопротивления между обмоткой и сердечником;
- Повреждение обмотки якоря;
- короткое замыкание в обмотках.
Довольно распространенными причинами поломки инструмента также могут быть:
- Обрыв проводов в кабеле питания и неисправный выключатель – шлифовальная машина не включается;
- короткое замыкание в обмотках ротора и неисправность электроники – машина работает только на низкой скорости;
- дуга возникает из-за изношенных угольных щеток или сильного износа коллектора двигателя;
- дым из-за короткого замыкания в обмотках статора или ротора, или из-за чрезмерной работы (когда каналы воздушного охлаждения забиты пылью).
Как видно, многие отказы вызваны неисправностями в электрической части инструмента. Поэтому следует уметь выявлять их, прежде чем принимать решение об отправке инструмента в ремонтную мастерскую.
Как проверить якорь с помощью мультиметра
Для того чтобы провести надлежащую проверку, необходимо знать принцип работы и конструкцию ротора. Его основными конструктивными частями являются
- круглый сердечник, представляющий собой набор пластин из электротехнической стали;
- обмотка, которая наматывается определенным образом в пазах сердечника.
Согласно специальной формуле, в каждый из пазов помещается по два проводника обмотки. Каждый проводник представляет собой половину катушки. Его концы попарно соединяются на ребрах. Конец последнего витка и начало первого витка помещаются в один паз и замыкаются на одно ребро.
Прежде чем проверять якорь мультиметром, его следует внимательно осмотреть на наличие повреждений:
- оплавленной проводки;
- сгоревший изоляционный лак;
- деформация обмоток;
- Наличие токопроводящих частиц (например, остатков припоя), которые часто являются причиной короткого замыкания;
- Изгиб загнутых краев ребер (петухов), соединяющих их с обмоткой, что приводит к прогоранию ребер;
- скопление графита от поврежденных щеток между ребрами, что также вызывает короткое замыкание.
Пошаговые инструкции
Для непосредственной проверки якоря с помощью мультиметра выполните следующие действия:
- Вставьте штырьковые вилки мультиметра в соответствующие гнезда.
- Устанавливается режим измерения сопротивления. Диапазон измерения составляет 200 Ом.
- Щупами поочередно касаются каждой из двух соседних пластин, фиксируя результаты на дисплее мультиметра. Каждая пара соседних пластин должна быть прощупана последовательно.
Обнаружение межвитковых замыканий
Не только звук и запах работающего двигателя, дуга на щетках и неравномерный нагрев дают знать о возможном коротком замыкании. Существуют и другие способы определения этой неисправности. Однако это делается при отключенном от сети двигателе. Вот эти способы.
- Визуальный осмотр якоря;
- Измерение нагрузки на каждую фазу ротора с помощью клещевого измерителя;
- Использование специального тестера;
- Использование самодельного дросселя;
- Использование мультиметра.
Ниже приводится проверка мультиметром ротора на межроторные замыкания. Однако перед этим давайте кратко рассмотрим устройство и принцип работы мультиметра.
Мультиметр
Мультиметр – это прибор, предназначенный для измерения тока, потребляемого электрическим устройством, сопротивления провода и электрического напряжения в сети. То есть он объединяет в себе омметр, амперметр и вольтметр. Прибор содержит два провода со штекерами на одном конце и измерителями зазора или клеммами на другом. Эти провода имеют красный и черный цвета. Вилка черного провода всегда подключается к минусовому гнезду, обозначенному на корпусе мультиметра буквами 'COM' или символом минуса '-'. Красный провод подключается к одному из двух других гнезд, в зависимости от того, что вы хотите измерить.
На корпусе электроники находится поворотный переключатель. Он используется для установки режима работы и измеряемого предельного значения. Результаты измерений отображаются на дисплее или на цифровой шкале со стрелкой. В зависимости от этого мультиметры делятся на два типа: цифровые и аналоговые. Цифровые приборы более совершенны и обеспечивают точные показания, которые легко считываются. Аналоговые мультиметры, хотя и менее распространены в наше время, все же имеют ряд положительных качеств, среди которых специалисты выделяют их большую чувствительность к изменениям характеристик электромагнитного поля.
Прежде чем приступить к проверке межроторного замыкания, необходимо разобрать двигатель и подготовить перемычку для проведения теста.
Как проверить ротор машины в домашних условиях, видео
В домашних условиях существуют следующие способы диагностики якоря:
- внешнее управление;
- использование мультиметра;
- лампочка и два подключенных к ней провода;
- приборы, специально предназначенные для проверки целостности обмоток (индикатор короткого замыкания, тестер якоря и другие).
Более подробно о видах диагностики можно узнать из информации и видео ниже.
Визуальный осмотр
Даже имея полный арсенал боеприпасов для проверки цепей якоря, никогда не Никогда не недооценивайте визуальный контроль – обязательный первый шаг во всем процессе диагностики. Натренированный глаз найдет подсказки, по которым пользователь, знакомый с конструкцией и работой ротора, сможет определить характер неисправности.
Обугленные следы и характерный запах являются причиной сгоревшей изоляции и, возможно, поврежденных проводов обмотки. Следует обратить внимание на Смятые или выцветшие катушкикоторые могут подтвердить наличие отверстий в этой области. На обмотках могут присутствовать частицы от пайкикоторые являются источником короткого замыкания.
Вмешательство контактов обмотки в коллектор может быть обнаружено по перегоревшим ламелям. Повреждения самого коллектора диагностируются визуально – приподнятые, изношенные или сгоревшие пластины.
С помощью тестера, мультиметра
Прибор мультиметр или другое его название тестер для измерения электрических параметров, таких как ток, напряжение, сопротивление – с его помощью можно найти обрыв обмоточного провода или неисправность сердечника.
На видео ниже автор предлагает вариант диагностики от простого к сложному. Сначала проверяется статор с помощью мультиметра. Его проверить гораздо проще, чем ротор. Если статор не имеет обрывов или обрывов обмотки на землю, можно сделать вывод о неисправности перемычки. Следующий шаг – проведение более детальной диагностики для определения точного типа неисправности и метода ее устранения. Мультиметр используется для проверки сопротивления в режиме "тест сопротивления" с минимальной шкалой измерения (до 200 Ом).
Ремонт, замена, перемотка
После проведения диагностики и определения типа неисправности ротора необходимо выполнить следующие действия … определить оптимальный метод ремонта. Возможен ручной ремонт, включающий самостоятельную перемотку якоря. Если этот вариант кажется трудоемким и сложным, можно воспользоваться упрощенной схемой и Заменить сгоревший ротор на новыйБолее простой вариант – заменить сгоревший ротор на новый. Самый простой, но и самый дорогой вариант – это обращение в специальный сервис.
Если вы решили отремонтировать якорь самостоятельно, то вам поможет информация, размещенная в статьях "Как снять якорь с больстера", "Замена и ремонт якоря больстера", "Намотка якоря больстера своими руками".