По одним только показаниям мультиметра нельзя определить, неисправен электродвигатель или нет. Необходимо проверить рабочие характеристики под нагрузкой, когда привод должен совершать номинальную работу при приложенной мощности.
Как проверить электродвигатель мультиметром: обзор 5 конструкций двигателей переменного тока с фотографиями
В последнее время друзья и соседи часто спрашивают меня, как проверить электродвигатель мультиметром. Поэтому я решил написать небольшой учебник для начинающих электриков.
Сразу отмечу, что сам по себе мультиметр не может со 100% уверенностью определить все возможные неисправности: его функций немного. Но около 90% неисправностей можно найти с его помощью.
Я постарался сделать руководство универсальным для всех типов асинхронных двигателей. Эти же методы при продуманном подходе можно применять и к цепям постоянного тока.
Что нужно знать о двигателе перед его проверкой: 2 важных момента
Для этой темы достаточно базового понимания принципа действия и конструктивных особенностей любого двигателя.
Принцип действия: какие электрические процессы необходимо хорошо понимать при проведении ремонта
Электродвигатель состоит из неподвижного корпуса (статора) и вращающегося ротора (якоря).
Его круговое движение осуществляется за счет вращающегося магнитного поля статора, которое создается при протекании электрического тока через обмотки статора.
Когда обмотки находятся в хорошем состоянии, они пропускают номинальные расчетные токи, создавая оптимальные магнитные потоки.
Если сопротивление проводников или их изоляция повреждены, возникают токи утечки, короткие замыкания и другие неисправности, влияющие на работу двигателя.
Между статором и ротором имеется минимально возможный зазор. Он может быть нарушен в результате:
- поврежденные подшипники;
- попавшие внутрь механические частицы;
- неправильная сборка и другие причины.
Когда вращающиеся детали ударяются о неподвижное тело, они повреждаются и создаются дополнительные механические напряжения. Все это требует тщательной проверки, анализа состояния внутренних частей до начала электрического контроля.
Довольно часто дополнительной причиной повреждений является непрофессиональная разборка. Необходимо использовать специальные инструменты и съемники, чтобы не повредить края вала.
После разборки следует проверить зазор, свободное движение подшипников, чистоту и смазку, а также правильность посадки сразу же при осмотре.
Краткое описание конструкции угловой шлифовальной машины
Шлифовальная машина или угловая шлифовальная машина (углошлифовальная машина) используется в строительных работах, когда необходимо обработать твердые строительные материалы: камень, металл, дерево и другие.
Основной частью электрической шлифовальной машины является встроенный электродвигатель, который может работать как от бытового источника переменного тока 220 В, так и от аккумулятора. Электродвигатель состоит из 2 компонентов: электростатора и ротора. Последний, который вращается во время работы двигателя, также называется якорем. Для ремонта электроинструмента статор и ротор должны быть проверены отдельно.
Подготовка инструмента к тестированию
Если шлифовальная машина не запускается при нажатии на кнопку стартера и двигатель не вращается, то проверяют ротор и якорь.
Подготовьте рабочую зону, разберите машину, очистите ее от грязи и проведите визуальный осмотр. Затем можно выполнить пробный пуск.
Визуальный осмотр
Довольно часто случается так, что кофемолка еще работает, но ее производительность уже не та. Почти в половине случаев причиной этого является сгоревший ротор. Это можно определить визуально, не открывая корпус:
- Во время работы устройства на коллекторе обнаруживается дуга.
- При запуске устройства может наблюдаться падение напряжения в сети.
- Двигатель может дергаться во время работы.
- Из корпуса двигателя исходит запах горящих проводов обмотки.
- Инструмент не вращается и начинает работать на малой мощности.
Подобные симптомы наблюдаются при износе щеток. После их замены неисправности в работе измельчителя прекращаются. Если этого не происходит, виновником неисправности остается перемычка.
Когда перемычка не работает, происходит перегрев двигателя. Изоляционное покрытие на проводах начинает плавиться, что в конечном итоге приводит к короткому замыканию между ними. Электрические контакты, соединяющие обмотки ротора с пластинами, начинают отпаиваться. На электродвигатель не подается ток, и машина перестает работать. Статор роторного культиватора часто является причиной поломки.
Демонтаж электрического почвофрезы
Чтобы проверить якорь или статор с помощью мультиметра, машину необходимо разобрать. Перед началом работы ознакомьтесь с заводской схемой сборки машины. Важно не повредить конструкцию почвофрезы неправильным обращением, а для извлечения винтов следует подобрать отвертку подходящей конфигурации, иначе их придется высверливать.
Проверка однофазных коллекторов ЭД с помощью мультиметра
Самое интересное для DIYer'ов или тех, кто хочет ими стать, – это использование мультиметра для проверки двигателя электрического бытового прибора. Проверка двигателя осуществляется путем диагностики ротора и статора по отдельности. В бытовых приборах используются однофазные двигатели коллекторного типа. Чтобы проверить электродвигатель, его необходимо разобрать, вынув статор из корпуса электродвигателя и сняв перемычку.
Следует отметить, что сначала необходимо проверить детали электродвигателя на наличие механических повреждений. Если таковые будут обнаружены, дальнейшая проверка тестером не потребуется. Если не обнаружено никаких явлений, таких как износ и трение подшипников, износ коллекторных колец, вращение вращающихся частей относительно друг друга, переходите к следующим этапам диагностики.
Проверка ротора
Проверяемый ротор снимается со статора машины и подготавливается мультиметр. Диагностика ротора выполняется следующим образом
- установите рычаг тестера в режиме омметра на отметку 200 Ом;
- вставьте контакты красного и черного проводов в гнезда "+" и "-" измерительного прибора;
- прикоснитесь щупами этих проводов к лопатке коллектора с противоположных сторон (тест 1800). Испытание продолжается путем поочередного перемещения щупов к последовательным ламелям по кругу;
- также измерьте сопротивление между соседними ламелями, перемещая щупы по кругу;
- проверить, что пластины коллектора закорочены на продольные пластины рамы корпуса ротора. Каждая ламель поочередно замыкается на пластины якоря. На экране тестера все время должна отображаться цифра "1".
Все показания записываются во время испытания. Результаты измерений на каждом этапе диагностики должны иметь одинаковое значение. Это указывает на то, что ротор находится в хорошем состоянии. Если показания отличаются, это указывает на короткое замыкание или обрыв провода в точках измерения.
Как проверить якорь с помощью мультиметра
Для того чтобы провести правильную проверку, необходимо знать, как работает ротор и как он устроен. Основными компонентами являются
- Круглый сердечник, который представляет собой набор пластин из электротехнической стали;
- обмотка, которая наматывается определенным образом в пазы сердечника.
Согласно специальной формуле, в каждый паз помещается по два проводника обмотки. Каждый проводник представляет собой половину катушки. Его концы попарно соединяются на ребрах. Конец последнего витка и начало первого витка помещают в один паз и замыкают на одно ребро.
Прежде чем проверять якорь мультиметром, его следует внимательно осмотреть на предмет повреждений:
- оплавленной проводки;
- сгоревшего изоляционного лака;
- деформация обмоток;
- наличие проводящих частиц (например, остатков припоя), которые часто являются причиной короткого замыкания;
- искривление загнутых краев ребер (петухов), соединяющих их с обмоткой, что приводит к подгоранию ребер;
- скопление графита от поврежденных щеток между ребрами, что также вызывает короткое замыкание.
Пошаговые инструкции
Для непосредственной проверки якоря с помощью мультиметра выполните следующие действия:
- Вставьте штырьковые вилки мультиметра в соответствующие гнезда.
- Установлен режим измерения сопротивления. Диапазон измерения составляет 200 Ом.
- При помощи щупа поочередно коснитесь каждой из двух соседних пластин, записывая результаты на дисплее мультиметра. Каждая пара соседних пластин должна быть проверена последовательно.
Проверка статора
Статор – это неподвижная часть электродвигателя, создающая электромагнитное поле, в котором вращается ротор. Причиной отказа часто является короткое замыкание или обрыв в цепи обмотки статора (катушки).
Это может произойти по разным причинам:
- попадание воды;
- перегрев, вызванный перегрузкой машины;
- скачок напряжения;
- внезапное отключение инструмента.
Признаки, указывающие на неисправность статора:
- Появление дыма;
- запах горелой изоляции;
- Перегрев корпуса фрезы;
- Вал перестает вращаться или замедляется;
- Самопроизвольный запуск.
Пошаговые инструкции
Статор также можно проверить с помощью мультиметра:
- Вставьте разъемы щупов в соответствующие гнезда на корпусе тестера.
- Установите прибор в режим измерения сопротивления. Диапазон измерения составляет от 20 Ω до 200 Ω.
- Щуп поочередно прикладывается к обмоткам, показания регистрируются на экране.
Интерпретация результатов
Результаты тестирования могут быть следующими:
- Тестер везде показывает одинаковое сопротивление – катушка (обмотка) статора в порядке.
- В некоторых точках сопротивление отличается – в обмотке есть короткое замыкание или повреждена одна из катушек.
Таким образом, даже с помощью самого простого мультиметра можно определить характер неисправности машины и принять обоснованное решение, стоит ли ремонтировать машину или лучше купить новую. Для диагностики, однако, лучше отнести инструмент в мастерскую, где больше возможностей и приборов для экспертизы.