Существует два метода применения – осевые предварительные удары, которые устанавливают резьбу и зажимают продукты коррозии, и откручивающие удары с помощью специального инструмента.
Пять способов ослабить болт с обломанными краями
Края болтов имеют тенденцию сплющиваться со временем, и это особенно характерно для болтов, которые слишком закисли или подверглись коррозии, чтобы их можно было открутить. Часто, пытаясь открутить болт, люди случайно откручивают край болта и разрушают не только головку болта, но и гаечный ключ, которым его пытались открутить.
Существует несколько способов открутить практически любой болт, независимо от степени ржавчины и состояния граней. С помощью этих способов можно открутить любой болт, даже тот, у которого сорвана головка, а часть болта осталась в резьбе. Именно эти методы мы и рассмотрим сегодня.
Традиционные методы:
-
Обычные гаечные ключи. Если гаечный ключ проворачивается, попробуйте заменить его. Вместо гаечных ключей можно использовать торцевые гаечные ключи. Среди торцевых гаечных ключей также есть разновидности – многосторонние гаечные ключи и шестигранные гаечные ключи. Вы также можете попробовать трубчатые головки, которые можно использовать с рукоятками с переменным углом наклона, чтобы попасть в неудобные места. В зависимости от качества гаечного ключа и состояния болта, вы можете поэкспериментировать и посмотреть, какой ключ открутит проблемную гайку или болт.
Подготовка к откручиванию болтов со сломанными краями или резьбой
Главным критерием правильного обслуживания является аккуратное извлечение крепежа. Лучше предотвратить поломку, чем устранять повреждения. Если для извлечения болта было применено значительное усилие, а крепеж остался неподвижным, не рекомендуется продолжать извлечение. Чрезмерное усилие приведет к повреждению оборудования. Если болт сломается, ремонт займет гораздо больше времени.
Подготовка включает в себя несколько пунктов:
- Удалите ржавчину и слой грязи. Если резьба выступает над деталью, очистите ее металлической щеткой.
- Ударьте молотком по головке винта. Сильно ударяйте по крепежу. Цель ударов – разрушить окислы, которые образуются со временем. Максимальный эффект от ударов молотком достигается только на этапе, когда головка болта еще прижата к основанию. После извлечения крепежа из гнезда не нужно бить молотком, чтобы не повредить резьбу. Самое главное – не погнуть болт.
- Хорошим способом удаления болта является нагрев места крепления. Цель состоит в том, чтобы нагреть крепеж и дать ему остыть. На этом этапе ржавчина начинает разлагаться, и часть вещества сгорает. После этого болт откручивается гораздо легче. Рекомендуется интенсивно нагревать крепеж. Вам понадобится паяльная лампа, ацетиленовая горелка или газовая горелка. Во всех случаях необходимо соблюдать меры предосторожности, поскольку речь идет об открытом пламени.
- Смажьте болт жидкостью, которая легко стекает. Наиболее популярным продуктом является аэрозольная смазка WD. Ее преимущество в том, что она быстро проникает во все щели и распределяется по резьбе. Достаточно эффективными считаются тормозная жидкость и парафин. Чтобы достичь желаемого эффекта, после нанесения средства на крепеж его следует оставить на некоторое время. Одного часа будет достаточно, но иногда необходимо оставить деталь на 12 часов.
Пошаговая инструкция по откручиванию болта
Следующие методы помогут вам решить проблему откручивания крепежа с различными видами повреждений.
С поврежденными краями
Опыт экспертов подскажет вам, как открутить болты с поврежденными краями. При этом используется одновременно несколько эффективных методов. Скорость работы зависит от расположения крепежа, наличия необходимых инструментов и доступности метизов. Рекомендуется поочередно использовать каждый из следующих методов до полного удаления поврежденного крепежа:
- Использование острого зубила. Этот метод подходит только в том случае, если сломан крупный болт. Доступ к крепежу будет иметь большое значение. Для удаления детали со сломанной поверхностью понадобятся зубило и молоток. Зубило следует прикладывать по касательной к головке болта, а молоток использовать для удара. Такой подход можно назвать самым простым. Однако такие действия подойдут не во всех случаях.
- Более эффективным методом является использование шестигранного ключа. Если к креплению имеется свободный доступ, то универсальный ключ, скорее всего, сможет вытащить деталь на место. Принцип действия основан на использовании специальных накаток, которые расположены на рабочей поверхности. Гаечный ключ надежно захватывает головку и позволяет откручивать даже самые маленькие винты. Важно, чтобы шестигранный ключ был новым.
- Торцевой ключ также может быть необходимым аксессуаром. Торцевые ключи для винтов с внутренним шестигранником часто позволяют решить самые сложные задачи. Гаечный ключ должен иметь 12-угольный профиль и внутреннее гнездо в виде звезды. Головка должна быть на один размер меньше, чем болт. Деталь аккуратно надевается на крепеж с помощью молотка и начинается откручивание метиза.
- Ножовка. Инструмент используется для вырезания отверстия для дальнейшего откручивания плоской отверткой. Глубина отверстия должна быть на 25% меньше высоты головки шурупа.
- С помощью циркулярной пилы или напильника можно сделать новую кромку под меньший размер гаечного ключа. С помощью гаечного ключа можно сделать только 2 поверхности, параллельные друг другу.
- Альтернативой является использование сварочного аппарата. В этом случае к болту необходимо приварить дополнительную гайку.
Как открутить заржавевшие или заклинившие болты с сорванными гранями?
Основное эмпирическое правило при решении проблем с крепежом – не наносить дополнительных повреждений, пока не станет ясно, что болт невозможно открутить без каких-либо действий.
Не прилагайте чрезмерных усилий в надежде, что резьба "сорвется". Это крайне маловероятно.
Жидкость WD-40
Было разработано довольно много составов типа "жидкого гаечного ключа" для "смачивания" неподатливых соединений.
WD-40 – самый популярный из них, есть составы лучше и хуже, но здесь работает обыденность и универсальность. У этой аэрозольной смазки много возможностей, но спасение резьбовых соединений – лишь одна из них.
Обладая высокой проникающей способностью и хорошими смазывающими и реактивными свойствами против оксидов металлов, жидкость проникает в зону крепления, снижает там давление и уменьшает коэффициент трения.
Это требует много времени и повторного смачивания, после чего болт легче выкрутить, что не полностью решает проблему затянутого края.
Раздвижной гаечный ключ
Существуют гаечные ключи с регулируемой рукояткой, а также с самозатягивающимся эффектом на поверхности гайки. Дополнительное усилие создается за счет сжатия двух рукояток (газового) гаечного ключа вместе.
Такой плотный зажим позволяет приложить значительный крутящий момент даже к болтам с сильно поврежденными кромками.
Болты с внутренним профилем можно даже откручивать, захватывая внешнюю круглую поверхность, что облегчается за счет волнообразного движения губок гаечного ключа.
Ударный метод
При ударе возникают пиковые нагрузки, которые оказывают большее воздействие на контакт резьбы, чем на металл головки.
Предотвращение задирания крепежа в будущем
Для предотвращения закручивания крепежа в будущем необходимо соблюдать несколько условий правильного монтажа
- По возможности гайки и болты следует заменять новыми с хорошим антикоррозийным покрытием;
- при затяжке используйте динамометрический ключ с установленным моментом отсечки;
- тщательно очистите все следы ржавчины; если детали нельзя заменить, используйте преобразователи, затем промойте и высушите;
- нанесите на резьбу защитную смазку, например, содержащую графит или с мелким медным порошком;
- защитите резьбовые соединения снаружи от воздействия элементов с помощью средств, предназначенных для скрытых полостей кузова, на жаргоне "скраб".
Если резьбовые детали подвергались воздействию перегрева или агрессивных веществ, лучше всего разобрать их, очистить соединения, смазать, снова собрать и закрепить. Это позволит избежать серьезных проблем в будущем.
Сверление
Сверление. Обычно к этому прибегают в последнюю очередь, так как в большинстве случаев повреждается резьба или сама деталь. Крепеж обычно сверлят с большим диаметром, чтобы освободить место для последующего нарезания резьбы, например, M6 сверлят, а M8 нарезают. Если больший диаметр резьбы неприемлем, резьбовая вставка просто вкручивается, и при соблюдении соосности сопрягаемые детали останутся неизменными. При сверлении крепежа в глубоких скважинах следует использовать алюминиевые трубы для защиты стенок скважины. Рекомендуется максимально укоротить бур для обеспечения жесткости и не забывать о центрирующих коронках. Настоятельно рекомендуется использовать перфоратор. Желательно использовать левосторонний бур – есть вероятность, что после определенной глубины сверления бур подхватит мусор и выкрутит сломанный крепеж.
Если вы пытаетесь извлечь винт миллипипедного размера – напр. M1, вы не найдете экстрактора для этого размера. Крепеж просто просверливается на меньший диаметр, в отверстие вставляется треугольно заостренная игла (или колибр), и винт выкручивается. Этот диаметр должен быть просверлен вручную с помощью джига или очень хорошего станка.
Можно ли это сделать таким образом?
Если в деревянном изделии отломилась головка, шуруп можно высверлить корончатым сверлом или даже обычной трубкой с зубцами, а затем вытащить получившуюся пробку с шурупом внутри. Затем отверстие заполняется пробкой и клеем.
Это все известные мне способы. Если я не написал о каком-то из них, оставьте его в комментариях, чтобы сделать это руководство самым полным в Рунете.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите клавиши Ctrl+Enter.