Обезжиривание и фосфатирование также обязательно для оцинкованного листового металла, который сегодня все чаще используется при производстве кузовов и деталей кузова.
Лучший кислотный грунт для металла: зачем он нужен, возможные области применения и как его наносить
Все металлические поверхности ржавеют под воздействием кислорода. Избежать этого процесса невозможно, но можно максимально отсрочить его появление. Ведь вы хотите, чтобы ваш автомобиль прослужил долго, не меняя своего внешнего вида! Для этого используются специальные средства, которые служат защитным слоем для кузова, постоянно подвергающегося воздействию агрессивной среды (дождь, снег, грязь, химикаты и т.д.).
Эта защита достигается с помощью таких продуктов, как грунтовка на кислотной основе, которая наносится на кузов перед покраской. Вся поверхность кузова должна быть тщательно подготовлена, и этот этап нельзя пропускать или пренебрегать им. В противном случае результат работы не будет впечатляющим, а обработанные детали быстро заржавеют.
Для того чтобы разобраться в ее эффективности, необходимо ознакомиться с ее составом, свойствами, правилами нанесения, преимуществами и недостатками. Мы предлагаем читателю окунуться в мир кислотных грунтовок вместе с нами.
Что такое кислотный грунт?
Что означает термин "кислотная грунтовка"? Это грунтовка, выпускаемая в специальных бутылках или в виде жидкости в банке, которая содержит фосфорную кислоту и цинк в определенных пропорциях. Она используется для обеспечения адгезионных свойств поверхностей, для формирования на них защитного слоя перед окраской и обладает высокими антикоррозионными свойствами. Применяется для предварительной обработки кузова. Имеет желтый цвет.
Используется в качестве первого слоя. Защищает материал от ржавчины благодаря содержащимся в нем элементам, что отличает его от других грунтовок. Не наносите эпоксидную смолу поверх этого покрытия во избежание нейтрализации кислотной среды. Кислотная грунтовка является высококоррозионным агентом!
Полезные свойства материала:
- выдерживает внешние температурные колебания. Даже высокие температуры не оказывают влияния на продукт;
- Устойчивость к влаге. Грунтовка не повреждается водой или солью, что особенно важно зимой, осенью, при высокой влажности и воздействии химических веществ;
- Эффективная защита от агрессивных сред. Грунтовка не вступает в реакцию с химическими веществами;
- Устойчивость к воздействию внешней среды независимо от режима эксплуатации.
Кузов на конвейере
Прежде чем попасть в цех окраски из кузовного цеха, кузов сначала тщательно обезжиривается и моется, чтобы избавиться от загрязнений, образовавшихся в процессе прокатки стали и производства кузова на конвейере.
Затем кузов подвергается химической обработке, называемой фосфатированием. Процедура включает в себя погружение кузова в фосфатирующий раствор, после чего на поверхности металла образуется тонкий слой фосфатов железа и цинка, который защищает металл от коррозии и обеспечивает высокую адгезию как к самому металлу, так и к последующим слоям.
Обезжиривание и фосфатирование также является обязательным для оцинкованного листового металла, который в настоящее время все чаще используется при производстве кузовов и деталей кузова.
После фосфатирования кузов снова моют и сушат, а затем наносят слой грунтовки на водной основе с антикоррозионными добавками. Покрытие наносится методом катодного или анодного осаждения. Первый процесс называется катафорезом, а второй – анафорезом.
Катафорез предпочтительнее анафореза, поскольку он обеспечивает лучшую защиту от коррозии сварных швов и скрытых полостей. Катафорезная грунтовка имеет толщину слоя до 20 микрон, а процесс электроосаждения обеспечивает равномерное покрытие как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях. Труднодоступные места, скрытые углубления и щели также отлично грунтуются.
В настоящее время анафорезных установок для окраски кузова практически не существует – все они заменены катафорезными установками.
Грунтовки для восстановления лакокрасочного покрытия
Грунтовки для восстановления лакокрасочного покрытия делятся на две большие группы:
- первичные – так называемые грунтовки (от английского prime – главный, основной),
- вторичные грунтовки (шпатлевки).
Грунтовки, используемые при восстановительной окраске, отличаются от заводских (способ нанесения, режимы сушки, вязкость, подготовка поверхности и т.д.), но их назначение абсолютно одинаково. Основные грунтовки необходимы для защиты металла от коррозии и обеспечения постоянного сцепления краски с поверхностью детали. Вторичные грунтовки используются для выравнивания мелких неровностей окрашиваемой поверхности, создания однородного базового слоя и защиты краски от сколов.
Некоторые грунтовки обладают свойствами как грунтовки, так и шпатлевки. Для нанесения на металл и пластик также используются различные материалы.
Но сначала об основном. Начнем с грунтовки для металла.
Виды травящих грунтовок
Несмотря на большое разнообразие, можно выделить три основные категории травящих грунтовок.
Реактивный (промывочный грунт)
Реактивный грунт делает акцент на тщательном травлении поверхности. Его роль сводится исключительно к формированию пассивирующего слоя, обычно фосфатного, и удалению тончайших следов коррозии.
Благодаря входящему в состав полимеру на поверхности металла образуется тонкий слой, но это не основная защита.
Самое главное – это фосфатирующий слой, благодаря которому металл способен противостоять воде и кислороду, своим главным врагам, которые со временем превращают его в порошок ржавчины.
Естественно, что выравнивающие свойства такого покрытия недостаточны, да и адгезия не на высоте. Поэтому необходимо наносить эту грунтовку традиционным акриловым грунтом, также типа грунтовки или шпатлевки, с большим количеством наполнителя.
Очень важно не повредить фосфатное покрытие в процессе шлифовки.
Однокомпонентная
Этот тип грунтовки в основном определяется способом нанесения.
Они не требуют добавления отвердителей или активаторов, выполняя традиционную для кислотных составов работу – обеспечение покрытия металла, адгезии полимера на химическом уровне и подготовку поверхности к нанесению базовой грунтовки, которая уже должна содержать отвердитель, необходимый для стабилизации промежуточного слоя грунтовки.
Двухкомпонентный
Кислотная грунтовка, которая поставляется с активатором, смешиваемым непосредственно перед нанесением, будет лучшим выбором при использовании реактивных составов.
Она обеспечит полный слой грунтовки, который можно наносить поверх любой акриловой грунтовки, уже находящейся непосредственно под краской.
Как наносить кислотную грунтовку на автомобили
Перед обработкой металл должен быть полностью очищен от всех следов коррозии. Обратите внимание, что кислотные грунтовки не являются удалителями ржавчины и не заменяют механическую подготовку.
Преобразователи тоже, но это спорный вопрос, иногда их использование является вынужденной мерой, а кислотные грунтовки требуют сухого и чистого металла, без видимых следов жира или ржавчины.
Покрытие старой краски или шпатлевки такими составами также недопустимо. Они неизбежно проникнут в металл по краям, создавая неровный обод, ничего хорошего из этого не выйдет, а покрытие будет повреждено.
Можно ли наносить краску или шпатлевку поверх кислотной грунтовки?
Нанесение краски или шпатлевки на кислотный грунт не допускается. Промежуточный слой акриловой грунтовки обязателен.
Он не требует шлифовки и обладает достаточной адгезией. То же самое относится и к попыткам использовать эпоксидную и кислотную грунтовки вместе "на всякий случай". Эти грунтовки несовместимы.
Особенности кислотной грунтовки
Другого названия для этой грунтовки не существует. Это травящая, реактивная и фосфатирующая грунтовка. Интересен и состав такой грунтовки. К ним относятся:
- Вода;
- Синтетический полимер;
- Фосфаты;
- Хромат цинка;
- Спирт;
- Ортофосфорная кислота.
Все эти средства вместе устойчивы не только к жидкой коррозии, но и к другим видам коррозии. Особенно ортофосфорная кислота, которая оказывает осаждающее действие на цинк.
Советы мастеров о том, что лучше выбрать
Некоторые говорят, что можно использовать обе грунтовки одновременно, но это неправда. Следует использовать только одну из них. Иначе не удастся полностью защитить металл от коррозии, даже если он не покрыт одним слоем краски.
Потому что если нанести эпоксидную грунтовку поверх кислотной, то эффекта не будет, то есть в скором времени на полотне появится коррозия. Потому что растворители эпоксидного состава разрушают слой кислотной грунтовки.