Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей своими руками

Многочисленные мелкие поврежденияРемонт многочисленных мелких повреждений, вызванных, например, коррозией и сосредоточенных в одной области, может быть заделан с помощью компаундных клеев ("жидкий металл"). Это полимерные композиты на основе эпоксидных смол, обладающие достаточной текучестью для герметизации поврежденных участков.
Один из вариантов ремонта – заполнить очищенный и обезжиренный поврежденный участок компаундом и дать ему затвердеть. Перед процессом заливки охладитель размещается горизонтально на подставке. Предварительно на стойку кладут резиновую прокладку, смазанную тонким слоем масла, чтобы предотвратить прилипание к радиатору.
Трещины в пластмассовых деталях можно отремонтировать с помощью термоклеев – термопластичных материалов, которые размягчаются при нагревании и затвердевают при охлаждении. Технология нанесения включает в себя размещение нескольких зерен термоклея на очищенном и высушенном поврежденном участке, а затем нагревание его паяльником до растекания и образования равномерного слоя.

Поврежденная деталь автомобиля

Ремонт радиатора своими руками

Двигатель внутреннего сгорания в автомобиле требует постоянного охлаждения. Подавляющее большинство современных двигателей имеют жидкостное охлаждение и используют в качестве охлаждающей жидкости антифриз. И если с радиатором в системе охлаждения что-то не так – двигатель долго не проработает. К счастью, отремонтировать радиатор можно самостоятельно.

Вот основные причины поломки радиатора в автомобилях:

  • механические повреждения. Ребра и трубки радиатора очень легко деформируются. Их можно даже согнуть руками. Если в радиатор попадет камень с дороги или сломанная лопасть вентилятора, повреждение неизбежно;
  • засорение. Грязь может попасть в радиатор через негерметичные соединения. Водители также могут заливать в радиатор некачественную охлаждающую жидкость, что приводит к образованию накипи в трубках радиатора, после чего антифриз перестает циркулировать должным образом.

Засоренный радиатор

Если система охлаждения негерметична, в радиаторе скапливается грязь.

Во всех вышеперечисленных случаях радиатор можно отремонтировать. Однако существуют ситуации, в которых ремонт радиатора может оказаться нецелесообразным. Например, в случае лобового столкновения во время аварии. В такой ситуации радиатор настолько сильно поврежден, что ни о каком ремонте не может быть и речи, и единственным вариантом является его замена.

Признаки выхода радиатора из строя

Вот что происходит при повреждении радиатора:

  • происходит падение мощности. Двигатель плохо разгоняется, особенно при длительных поездках;
  • антифриз закипает в бачке. Причина проста: из-за засорения радиатора охлаждающая жидкость не циркулирует по системе и поэтому не успевает охладиться. Температура антифриза постепенно повышается, что приводит к его закипанию;
  • двигатель заклинивает. Это сопровождается характерным звуком, который невозможно не услышать. И это самый тяжелый случай, который не всегда можно исправить, даже при капитальном ремонте. Если водитель игнорирует два вышеперечисленных симптома, двигатель неизбежно перегреется и заклинит, после чего автомобиль станет неподвижным.

Варианты ремонта радиатора

Ниже приведен список распространенных решений для восстановления работоспособности радиатора.

Восстановление нормальной циркуляции

Как упоминалось выше, циркуляция в радиаторе может быть нарушена из-за грязи или накипи (последнее водители называют "коксованием"). В настоящее время существует множество моющих средств для борьбы с этими загрязнениями, которые можно приобрести в любом магазине запчастей. Наиболее популярной из них является продукция американской компании Hi-Gear.

Промывка радиатора

Radiator Flush отличается высокой эффективностью и оптимальной ценой.

Баллончик Radiator Flush объемом 350 мл стоит около 400 рублей. Этого количества достаточно для промывки радиатора объемом до 15 литров. Главное преимущество этой жидкости не только в том, что она удаляет любые "пробки", но и в том, что делает это за 7-8 минут.

  1. Двигатель автомобиля запускается и работает на холостом ходу в течение 10 минут. Затем его выключают и охлаждают в течение часа.
  2. Антифриз сливается через специальное отверстие. На его место заливается очищающая жидкость, разбавленная соответствующим количеством дистиллированной воды (пропорция раствора указана на бутылке с жидкостью).
  3. Двигатель снова запускается и работает в течение 8 минут. Затем он выключается и охлаждается в течение 40 минут.
  4. Охлажденная моющая жидкость сливается из системы. На его место заливается дистиллированная вода, чтобы промыть радиатор от чистящего состава и оставшихся частиц накипи.
  5. Процедура промывки повторяется до тех пор, пока вода, вытекающая из радиатора, не станет такой же чистой, как вода, залитая в систему. Затем система заполняется новым антифризом.

Обнаружение утечек в радиаторе

Иногда радиатор снаружи выглядит неповрежденным, но при этом протекает. Обычно это происходит из-за коррозии, которая повреждает трубки. Для обнаружения утечки используется вода.

УСТРАНЕНИЕ УТЕЧКИ

Если обнаружена небольшая утечкаи ее местонахождение не удается найти или оно недоступно, в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.
Эти вещества могут быть жидкими или порошкообразными 2 и часто называются "герметиками для радиаторов" 3 . Их следует использовать в соответствии с инструкциями. Если описание конкретной присадки отсутствует, лучше ее не использовать. Как правило, после добавления средства в охлаждающую жидкость запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 10-15 минут или проехать 10-15 км – утечка должна прекратиться 4 . Если этого не произошло, требуется более серьезный ремонт. Отрицательным эффектом использования герметизирующих присадок, особенно в избытке или неправильно, является образование комков в системе охлаждения, которые могут забивать каналы в узких и плохо прокачиваемых местах (например, радиатор охлаждения).
По этой причине после использования "герметика радиатора" систему следует тщательно промыть, желательно с использованием специальных препаратов.

Использование клеев и герметиков позволяют склеивать практически все материалы. Надежность ремонта повышается, если на поврежденный участок наложить пластыри или повязки.5 Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и адгезии. Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и техники адгезии.
Зазоры и небольшие отверстия (диаметром до одного сантиметра) можно заделать с помощью различных адгезивных наполнителей (широко известных как "холодные швы"). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и похожи на пластилин, но имеют слоистую структуру. Желательно использовать материалы, специально предназначенные для ремонта радиаторов. Кусок блока разрезается по оси и разминается руками. Материал нагревается и становится более податливым. Согласно инструкции, пальцы рук следует предварительно смочить водой, чтобы предотвратить прилипание. Рекомендуется придать наполнителю коническую форму и кончиком конуса протолкнуть его вперед в отверстие. Затем расплющить выступающую часть получившейся пробки на поверхности ремонтируемой детали и прижать. Это следует делать быстро, так как срок службы материала (время использования до отверждения) короткий, всего несколько минут. После установки дюбель следует прижать к ремонтируемой детали на время, необходимое для предварительной установки 6 . Для большинства "твердых сварок" это время составляет от 2 до 4 минут.
Трещины у основания патрубков В некоторых случаях возможно уплотнение "холодной сваркой", удерживая их прижатыми по периметру во время отверждения с помощью бандажа. Для этого используются, например, короткие отрезки (кольца) металлических или пластиковых трубок (желательно тонкостенных) с внутренним диаметром на 5-10 мм больше, чем патрубок в месте повреждения. Соответствующее количество предварительно сформированной холодной сварки помещают между трубкой бандажа и раструбом по периметру и удерживают до затвердевания. Бандажная трубка должна быть такой высоты, чтобы не мешать последующей установке водопроводного шланга на патрубок.
После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, шпаклевочные клеи настолько прочны, что не крошатся при механической обработке.
Большие трещины и отверстия (диаметром более одного сантиметра) заделываются заплатками, например, из стеклоткани. Их приклеивают с помощью специальных клеев тонкой консистенции или пастообразных герметизирующих клеев7 . Эти материалы более эластичны, чем шпаклевочные клеи. При необходимости наложение производится в два слоя или даже в несколько слоев – большие заплаты накладываются одна за другой поверх меньших. При ремонте радиаторных труб, заливных горловин или патрубков ремонтируемый участок обматывается стекловолокном, а в противном случае – несколькими слоями марли (бечевки), пропитанной клеем. Большие трещины (более 10-15 см) требуют использования металлических пластин, закрепленных на поврежденном участке различными способами, например, с помощью саморезов.

ГЕРМЕТИЗАЦИЯ И СВАРКА

Пайка латунных деталей осуществляется с использованием низкоплавкого припоя, такого как Passu 25-2, Passu 30-0,5 и т.д. Трещины зачищаются и запаиваются, а отверстия заделываются подходящим листом латуни (например, вырезанным из старого радиатора) и запаиваются по всему периметру. Поврежденные трубки запаиваются или заменяются.
Удаление поврежденной трубки или ее части может быть выполнено следующим образом

  • В трубку вставляется нагретый стержень соответствующего диаметра;
  • Когда припой размягчится, трубка извлекается из резервуара вместе со стержнем;
  • вставляется новая трубка и припаивается.

Аргонодуговая сварка Дуговая сварка выполняется с использованием в качестве дополнительного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например, Св-АК12 или Св-АК10. Этот процесс сварки имеет некоторые особенности и должен выполняться в атмосфере инертного газа, так как эти материалы

  • плохо свариваются в результате образования легкоплавкого оксида алюминия на поверхности детали;
  • При нагревании они переходят из твердого состояния в жидкое, минуя пластичное состояние;
  • Они имеют высокий коэффициент теплового расширения, что при нагревании вызывает деформацию и высокие внутренние напряжения, поэтому перед сваркой детали нагревают, а затем медленно охлаждают;
  • При перегреве свыше 400°C прочность алюминия быстро падает, и даже небольшой удар может привести к повреждению.

Аргон подается в зону сварки, надежно защищая расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов формируется без пор и пустот.
Сварка пластиковых резервуаров выполняется с использованием пластикового присадочного материала, свойства которого аналогичны свойствам ремонтируемой детали. Нагрев и плавление производится направленным потоком горячего воздуха или паяльником. Края трещин предварительно засверливаются для предотвращения дальнейшего роста трещин.
Газодинамическое напыление получает все большее распространение для тонкостенных алюминиевых деталей. В отличие от пламенного и плазменного напыления и сварки, этот метод не перегревает поверхность. Покрытие толщиной 1,0-1,5 мм достигается за счет специальных порошков, которые разгоняются горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую деталь и распыляются на ее поверхность.

Типичные дефекты радиаторов

Типичные неисправности радиатора

Типичные дефекты радиаторов можно разделить на два типа: внешние и внутренние.

    Утечка в трубопроводах подачи охлаждающей жидкости к бачкам радиатора;

  • засорение проводящих трубок, препятствующее достаточному охлаждению жидкости.

Как точно определить местонахождение поврежденного (протекающего) радиатора?

Как найти неисправный радиатор (течь)

Прежде чем приступить к ремонту радиатора, важно определить характер и местоположение самого дефекта. Почти все внешние дефекты радиатора (кроме простого загрязнения) вызваны утечками, а это значит, что должна быть утечка охлаждающей жидкости.

То, что радиатор протекает, можно обнаружить, внимательно осмотрев сам блок и область под ним. Однако первым признаком протекающего радиатора обычно является падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а не какие-либо признаки утечки жидкости.

Интенсивность утечки охлаждающей жидкости из радиатора может быть разной и на начальных стадиях может быть визуально незаметна, но быстрое падение уровня охлаждающей жидкости в бачке заметно практически сразу. Падение уровня охлаждающей жидкости или антифриза приводит к перегреву двигателя, о чем немедленно сигнализирует специальный датчик температуры на приборной панели водителя.

Для точного определения места утечки жидкости можно использовать два метода. Они заключаются в полном сливе охлаждающей жидкости из радиатора, отсоединении радиатора, снятии его с автомобиля и тщательной промывке.

    Все впускные отверстия радиатора должны быть заглушены (закрыты), должно остаться только одно. Залейте воду в радиатор через оставшееся отверстие. Создайте положительное давление в радиаторе через то же открытое отверстие с помощью насоса или компрессора. Из отверстия в поврежденном месте начнет вытекать струйка воды.

Ремонт алюминиевого радиатора своими руками

Рассмотрим, как паять алюминиевый автомобильный радиатор в домашних условиях. Алюминиевые радиаторы обычно ремонтируются особым способом. Поэтому необходимо запаять поврежденный участок.

Первое, что необходимо сделать, – это снять радиатор и слить остатки жидкости. Бачки промываются под проточной водой и высушиваются до тех пор, пока внутри не останется ни капли воды. Необходимо также как можно тщательнее оценить состояние бачка. Ищите в нем даже самые мелкие трещины и изъяны. Для этого возьмите большую миску с водой или ванну, подготовьте насос или компрессор. Закройте фитинги крышки точно так же, как фитинги системы охлаждения, и подсоедините один из них к трубе насоса. Поместите устройство в ванну и выпустите воздух. Следите за тем, чтобы из трещин не выходили пузырьки воздуха.

Резак для нагрева поверхности детали автомобиля

Вы не сможете отремонтировать алюминиевый автомобильный радиатор простым паяльником. Вам потребуется достаточно мощный прибор, который вы вряд ли найдете дома. Поэтому вам понадобится аппарат мощностью около 250 Вт. Сам алюминий нужно нагревать с помощью специальной газовой горелки.

Важно, чтобы во время этого процесса строго соблюдались основные правила безопасности. Использование этого оборудования может привести к серьезным травмам.

Меры предосторожности

При ремонте автомобильного радиатора необходимо соблюдать особую осторожность и определенные меры предосторожности. Теплообменник всегда должен быть отсоединен. Жидкость должна быть полностью слита.

Если у вас нет опыта работы с паяльником, лучше всего доверить эту задачу профессионалу. По крайней мере, потренируйтесь на менее ответственных поверхностях и деталях автомобиля.

При работе с холодной сваркой или клеем важно надевать перчатки, чтобы не травмировать руки. Кроме того, необходимо следовать инструкциям по применению клея. Таким образом, вы сможете не только добиться отличного результата ремонта, но и защитить свои руки от вредного воздействия клея.

Заключение

Итак, следуя рекомендациям и инструкциям, приведенным в статье, определить, чем заклеить радиатор автомобиля, не очень сложно. Главное – соблюдать определенные меры предосторожности и выбрать оптимальный вариант ремонта. Если вы не уверены, что сможете справиться с такой задачей самостоятельно – лучше не рисковать и обратиться за помощью к квалифицированным механикам.

У вас есть вопросы? Тогда смело читайте наше руководство о том, как отремонтировать радиатор в домашних условиях. Удачи!

«Июль в Швейцарии» — издательский дом