Степан Русов главный редактор
Ремонт шиферной крыши – как залатать дыры и трещины?
Когда-то давно шиферная кровля считалась едва ли не самой универсальной: доступной, долговечной и неприхотливой. Дешево и серо, как говорится. Но, несмотря на всю прочность асбестовых волокон, такие листы мало устойчивы к механическим воздействиям: со временем в них всегда появляется множество мелких трещин, через которые легко проникает влага.
К счастью, шиферная крыша хотя бы не подвержена коррозии, как металл, который покрывается пятнами ржавчины от малейшей царапины, и все же время от времени придется проводить ремонт. Как же залатать трещину в шифере и предотвратить дальнейшее повреждение других листов? Мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
Почему портятся шиферные крыши?
Хрупкий шифер повреждается довольно легко:
- От удара. От неосторожного хождения по крыше.
- От микротрещин, вызванных падением веток деревьев.
- Против мхов, лишайников и других вредителей. Мхи и лишайники, которые особенно любят шифер, не только лишают его эстетической ценности, но и медленно разрушают!
- Со временем. К сожалению, срок службы шиферной крыши невелик, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и разломы.
- От постоянно стоящей дождевой воды. Любая крыша, не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб. Следует сразу же обратить на них внимание – загерметизировать их несложно.
- Угол крыши не подходит для укладки шифера.
- Шифер уложен с некоторыми неровностями, и материал постоянно находится под нагрузкой. Также плохо, если для крепления листов при монтаже использовались обычные гвозди без резиновых уплотнителей – трещины потом не обойти.
- Небрежная транспортировка и хранение. Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, но сразу становятся заметны при ходьбе по крыше.
- Резкие перепады температуры. Поверьте, любой асбестоцементный материал этого не любит.
- Из-за непропорционально маленьких отверстий для шурупов или гвоздей. Не забывайте, что металл сезонно расширяется, поэтому оставьте немного больше места для такого крепления (но не так, чтобы внутрь попадала дождевая вода). Именно поэтому необходимы резиновые уплотнители.
Наконец, снег может стать причиной новых проблем. Дело в том, что шиферная крыша не такая гладкая, как металлическая, и на ней постоянно задерживается снег.
Достаточно небольшого солнечного света, чтобы растопить весь снег снизу, в результате чего талая вода стекает к карнизу, где встречает новый слой снега (карниз всегда холоднее, чем крыша над жилым помещением).
Здесь талая вода снова замерзает и в виде льда разрушает не только листы шифера, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса, благодаря своему естественному расширению при низких температурах, попадает под листы и оттуда, тая, падает прямо на стропила или в утеплитель.
Подготовка к ремонту
Прежде чем ремонтировать трещину в шифере, ее необходимо найти. Найти ее может быть непросто, особенно если крыша утеплена изнутри, а снаружи покрыта слоем грязи или мха. Это нередкое явление, поскольку поверхность материала шероховатая, на ней легко задерживается пыль и мелкий мусор, что в сочетании с атмосферным теплом и влагой создает идеальную питательную среду для спор.
Обычно дефекты кровли можно распознать по мокрым пятнам на обрешетке, плесени в изоляции и другим признакам. В этом случае изоляцию в поврежденном месте и вокруг него придется удалить и заменить новой после ремонта крыши и высыхания конструкции.
Точное местоположение и степень повреждения можно определить только снаружи. Поэтому крышу необходимо очистить от грязи, которая может скрывать под собой трещины. Для этого следует использовать жесткую щетку, различные химические средства для борьбы с плесенью и мхом или сильный напор воды. С такой работой вряд ли удастся справиться, подключив шланг к обычному источнику воды. Лучше использовать оборудование высокого давления, например, бытовую автомойку.
После того как вы нашли все изъяны, можно подумать о том, как заделать дыру в шифере на крыше снаружи. Однако сначала нужно подготовить поверхность, для чего необходимо:
- дождаться полного высыхания
- обезжирить место ремонта любым органическим растворителем (ацетон, уайт-спирит и т.д.);
- Удалите все крепления в ремонтируемой зоне.
Внимание. Шифер обычно крепится с помощью специальных шиферных гвоздей. Вам понадобится гвоздодер и толстая деревянная доска, чтобы удержать инструмент на месте и не повредить крышу.
Методы ремонта
При ремонте крыши необходимо помнить, что любой используемый материал со временем перестанет выполнять свою герметизирующую функцию, так как имеет другой коэффициент теплового расширения, чем шифер. Эта разница особенно заметна в экстремальных условиях "работы" заплаты – под прямыми солнечными лучами и воздействием осадков.
Поэтому дважды подумайте, прежде чем латать дыру в шифере на вашей крыше – возможно, проще и надежнее будет полностью заменить поврежденный лист. Описанные ниже методы больше подходят для небольших трещин и зазоров.
Способ 1 – ремонтная лента
Самоклеящаяся битумная лента производится специально для ремонта мелких повреждений и продольных трещин в шифере и для гидроизоляции кровельных окладов. Она выпускается в виде односторонней и двусторонней ленты с внешним слоем из цветной алюминиевой фольги или цветного нетканого материала.
Длина ленты должна превышать длину трещины на 3-5 см с каждой стороны. Перед наклеиванием снимите нижний защитный слой, затем положите ее на чистую, обезжиренную поверхность и плотно прижмите.
См. также:
Справочник компаний, специализирующихся на ремонте крыш и изоляции домов
Метод 2 – битумная мастика
Битумная мастика – отличное средство для ремонта крыши. Он не дает усадки и податлив, поэтому хорошо заделывает трещины. Если сочетать его с армирующей сеткой, стекловолокном или другим подобным материалом, можно решить проблему, как заделать дыры в шифере на крыше.
Решение – заполнить трещины строительным битумом, разогретым газовой горелкой или в металлической емкости на открытом огне. Если повреждение небольшое, возьмите кусок битума, поднесите его к трещине и направьте на нее пламя горелки. Расплавленное вещество затекает в трещину и заделывает ее.
Самые проверенные способы ремонта шиферной крыши
Итак, вот серия пошаговых мастер-классов, которые подробно покажут вам: как отремонтировать трещину в шифере в зависимости от ее размера и какие материалы будет удобно использовать.
Способ № 1: Битумная лента для широких трещин
В первую очередь мы рекомендуем проверенный материал для ремонта трещин в асбестоцементных покрытиях – битумную ленту:
Битумную ленту довольно легко найти в продаже. Они состоят из следующих слоев: алюминий в качестве армирующей основы, вязкий битум для обеспечения адгезии с кровлей и временное защитное покрытие, которое необходимо удалить.
Лучше всего наносить такую ленту на обе стороны поврежденного листа: заднюю и переднюю.
Метод № 2: Расплавленный битум для микротрещин
Битумная смола отлично подходит для небольших трещин, которые еще не начали ползти вверх по листу. И народные умельцы научились ремонтировать шиферную крышу довольно быстро: просто расплавив небольшой кусочек застывшей смолы с помощью ручной газовой горелки и нанеся вещество непосредственно на трещину. Дешево и надежно:
Более продвинутый метод – холодная сварка. Он, как и мастика, используется для заделки трещин в листах шифера:
Метод 3. Термосвариваемая кровля для треснувшего шифера
Для ремонта шиферной крыши своими руками прекрасно подходит и современная облицовочная кровля. Просто отрежьте нужный кусок и закрепите его на повреждении:
Ремонт шифера с помощью пены
Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонта шиферной кровли, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно или нерентабельно приобретать промышленные материалы. Материал для заделки трещин готовится самостоятельно с использованием бензина и полистирола.
- Пятилитровая пластиковая бутылка должна быть разрезана пополам. Нижняя половина понадобится для приготовления клея.
- Налейте бензин в подготовленную емкость. Не используйте слишком много; 100 мл бензина достаточно для 10-15 небольших заплаток. Работайте очень осторожно, желательно на улице. Не забывайте о мерах пожарной безопасности, не вдыхайте пары бензина и полистирола.
Налейте бензин в подготовленную емкость
Отламывайте кусочки пены и постепенно растворяйте их в бензине.
Консистенция клея
Важно. Клей сохнет очень быстро, работать нужно быстро. Перед приготовлением клея хорошо бы поискать места протечек и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, хорошо бы отметить проблемные места мелом.
Склеивание производится следующим образом.
Шаг 1. С помощью палочки или маленького шпателя нанесите клей на трещину и как можно плотнее вдавите его во все полости.
Как быстро отремонтировать шиферную крышу после града
Ситуация редкая, но она приносит много проблем. Шиферная крыша не просто протекает, а протекает как решето. Действовать нужно немедленно, иначе придется ремонтировать всю внутреннюю отделку, что многократно увеличивает расходы. Другая проблема заключается в том, что град выпадает летом и осенью, в сезон дождей. Полная замена крыши в сезон дождей нереальна.
Предлагаемый нами ремонт позволяет сразу заделать большое количество дыр в шифере и дождаться хорошей погоды для ремонта крыши здания. Если это недорогая пристройка, она может ждать своей очереди в течение нескольких лет после ремонта, заделка обеспечит ее водонепроницаемость в течение всего этого времени. Еще одним преимуществом этого метода является то, что первый этап ремонта можно выполнить с чердачного помещения.
Отверстия заделываются силиконовой шпаклевкой или герметиком и гофрированным картоном. Гофрированный картон хорошо гнется по гофрированным линиям и хорошо выдерживает изгибающие нагрузки. Кроме того, этот материал всегда есть под рукой и почти ничего не стоит.
Как спасти дом после града?
Шаг 1. Зайдите на чердак, чтобы провести первоначальную оценку степени ущерба и проверить состояние шифера. Как мы уже упоминали ранее, в результате повреждения градом могут образоваться десятки отверстий. Подготовьте материалы в соответствии с объемом.
Крыша после града
Шаг 2. Вырежьте заплатки из гофрированного картона. Не нужно тратить время на то, чтобы залатать все дыры, стремитесь к самой большой. Тем более что времени на ремонт не так много, все нужно сделать в кратчайшие сроки. Первоначально следует латать дыры только на нижних волнах шифера. Верхние волны почти никогда не протекают.
Шаг 3. Удалите пыль с шифера любой щеткой. Со стороны чердака листы гораздо чище, чем снаружи, и подготовить участок для конопатки гораздо проще и быстрее. Желательно подготовить все щели одновременно, так как это будет гораздо быстрее, чем заклеивать и очищать каждую щель отдельно.