Работы следует проводить в сухую погоду при положительной температуре воздуха. Сначала на загрунтованную стену переносится эскиз. Если он детализированный, с четко выраженными пропорциями и перспективой, на поверхность наносится сетка, и эскиз выполняется в соответствии с ней.
Особенности
Уличная живопись безупречна благодаря художникам, имеющим опыт работы именно в этом направлении искусства. Каким бы талантливым ни был художник в росписи холстов, не каждый может передать перспективу улицы в целом. Чтобы фреска, граффити или настенная роспись выглядели на 100 процентов правильно, необходимо учесть множество факторов:
- стороны света;
- Естественный свет в разное время дня, искусственный свет ночью;
- Расположение здания в общей концепции улицы;
- Форма и масштаб стены.
Только после того, как внешние факторы будут приняты во внимание, выбирается подходящая цветовая гамма и мотив (возможно, с учетом местоположения). Необходимо также учитывать иллюзорное искажение рисунка, рассматриваемого с расстояния, в этом случае способность человеческого глаза уловить перспективу мелких деталей ограничена. Поэтому предпочтение отдается монументальности и крупным планам.
В оформлении фасадов зданий используются различные техники: фрески, настенная живопись, граффити, народные узоры и орнаменты.
Граффити
Первые граффити были оставлены нам нашими предками в виде петроглифов. Современная форма искусства появилась в США в начале прошлого века.. В то время художники "оживляли" скучные товарные вагоны рисунками. Довольно быстро "вагонная" живопись распространилась на стены домов и заборы.
Граффити – это рисунки краской или царапины на стене или стекле. Это могут быть рисунки или надписи, цветные или черно-белые.
Граффитисты не терпят светских правил и ограничений; это удел свободных художников, поэтому их работы не одобряются местными властями и часто считаются незаконными.
Фрески
Относится к монументальному виду уличного искусства. Невозможно за несколько минут разрисовать стену многоэтажного дома, поэтому, в отличие от граффити, мурал должен быть одобрен местными властями. С другой стороны, такое уличное искусство легально, иногда под него отводятся целые улицы. Это делается не только для того, чтобы украсить город, но и для защиты от неформальных проявлений граффити.
Подготовка поверхности
Прежде чем приступить к росписи стены, необходимо провести некоторые подготовительные работы:
- Выбрать здание с подходящей стеной;
- заключить договор с местными властями на проведение работ;
- выбрать тему, определить концепцию и нарисовать эскиз;
- собрать необходимые материалы и инструменты, принимая во внимание уличные работы и масштаб территории;
- обеспечить доступ к рабочей зоне;
- продумайте, где будет храниться оборудование;
- убедитесь, что в целях безопасности в рабочей зоне нет посторонних лиц;
- Подготовьте поверхность стены в следующем порядке: сама стена, штукатурка, финишное покрытие, грунтовка.
Если здание уже построено, то стены, скорее всего, готовы к покраске. Поверхности строящегося дома лучше осмотреть, проверить качество штукатурки .Чтобы иметь возможность работать со стенами до сдачи здания. Грунтовка Желательно загрунтовать стену препаратом того производителя, чьи краски будут использоваться для покраски.
Здание высотой более трех метров требует специального доступа. Для этого используются строительные леса или подвесная люлька.
Окрашиваемая стена обрабатывается базовой краской, либо белой, либо темно-серой, в зависимости от оттенка будущего рисунка. Работы следует проводить после полного высыхания. Хорошо подготовленная стена должна быть твердой, сухой и чистой.
Участки стены, которые не будут окрашиваться, лучше всего временно защитить полиэтиленом.
История граффити: от древности до современности
В настоящее время граффити является общим термином для всех видов уличного искусства и настенной живописи, независимо от того, насколько профессионально нанесены изображения. Исторически этот термин используется довольно давно. В прошлом существовало разделение между двумя терминами, такими как "дипинти" и "граффити". Термин происходит от глагола "graffiare", что в переводе с итальянского означает "царапать". Глагол "dipinti", с другой стороны, обозначал надписи, сделанные краской.
Интересный факт: в прошлом техники нанесения царапин и рисования часто сочетались. Примеры этой техники можно увидеть у гончаров, которые выцарапывали надписи на верхнем слое краски, обнажая тем самым внутренний слой. Конечно, сегодня эту технику вряд ли можно назвать граффити в классическом смысле, но в то время это был один из самых ранних примеров. Особенно часто таким образом подписывали свои работы ремесленники.
История граффити началась с его открытия. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже любое граффити, нарисованное на поверхности стены, стало называться граффити, а во многих странах оно считалось вандализмом. Невероятно, но первые рисунки появились еще в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно петроглифы стали прообразом этого направления в искусстве. В те времена в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы, такие как кости животных, камни и осколки затвердевшей породы.
Первый прототип граффити в привычном нам сегодня виде найден в городе Эфес в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил следы той культуры. Первым текстом было объявление об услугах проституток. На рисунке был изображен знак руки, отдаленно напоминающий сердце, цифра и отпечаток ноги. Весь рисунок интерпретировался как плата за определенные услуги.
Истоки современного граффити
Примеры граффити нового времени считаются основой, из которой возникло современное направление. Многие историки культуры считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако это заблуждение, поскольку первая волна рисунков появилась в 1920-х годах в нью-йоркском метро, что является убедительным опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также на пешеходных переходах.
Затем, во время Второй мировой войны, стало распространяться выражение "Килрой был здесь". Надпись продолжала появляться еще долго после окончания войны. Со временем она также стала сопровождаться изображением. Фраза использовалась американскими солдатами во время войны и по этой причине прочно вошла в американскую культуру.
Впоследствии по всему Нью-Йорку прокатилась волна табличек с фразой "Птица живет". В Париже во время забастовок 1968 года стала популярной фраза "L'ennui est contre-révolutionnaire", что в переводе означает "Скука контрреволюционна". Как показывают эти примеры, граффити прочно вплелись в человеческую культуру на протяжении всего ее существования.
Основные стили граффити
Ниже мы собрали основные стили рисунков на стенах, но это не полный список, так как граффити – это живое и подвижное искусство, в котором постоянно появляются новые вещи.
Отбрасывание. Прямые линии, черные контуры, одноцветные заливки. Этот стиль используют напыщенные художники, для которых важно не качество, а количество граффити. Часто их тексты невозможно прочитать, потому что работа делается за считанные минуты и об аккуратности не может быть и речи.
Пузырьковые буквы. Буквы в этом стиле напоминают пузыри и наклеиваются одна на другую. Обычно используется два или три оттенка краски. Такие рисунки также выполняются очень быстро и не всегда аккуратно.
Блокбастеры. Большие, смелые, объемные буквы. Обычно они используются в черном и серебряном цвете. В процессе работы можно использовать подсветку или контур. Рулоны используются для быстрого покрытия больших участков стены.
Динамичный стиль. Можно упомянуть несколько направлений, которые стали популярны в 1980-х годах в Нью-Йорке. Изначально такие рисунки использовались на поездах метро, поэтому их следует отнести к динамичным. Позже стиль переместился на городские улицы. Прекрасным примером этой тенденции является дикий стиль. Буквы трудно читаются и содержат много лишних элементов.
3D-стиль. Этот стиль сложен для восприятия и очень эффектен. Настолько впечатляющий, что его позаимствовали владельцы клубов и ресторанов для рекламы своих заведений. Рисунки не только выглядят трехмерными, они создают иллюзию подвешенных в воздухе предметов. Такие граффити хорошо смотрятся на углах зданий, но многие художники создают их на тротуарах. Чтобы добиться максимального эффекта, на такие граффити нужно смотреть под определенным углом.
Искусство или вандализм?
– Как вы думаете, нужны ли городу граффити? Старшее поколение наверняка не одобряет такое искусство. И где та грань, которая отделяет вандализм от искусства?
– Для начала я бы предложил разделить два понятия: граффити и стрит-арт. Граффити – это изображение букв разными шрифтами. Это то, что вызывает много негативных эмоций у горожан. А вандализм – это когда подросток берет баллончик и с его помощью пишет свое имя или что-то еще там, где этого делать не следует. Например, на памятниках, на фасадах зданий.
Новости по теме
У большинства людей это ассоциируется с художниками-граффитистами. Но я занимаюсь стрит-артом, уличным искусством, муралами (огромные картины на стенах зданий – ред.). Это все для того, чтобы украсить здания и сооружения. Я уверен, что такое творчество необходимо нашему городу. Украшенные фасады могли бы стать достопримечательностью не только для жителей, но и для туристов, визитной карточкой города.
Во многих российских городах уже давно есть места, куда люди ходят на экскурсии. Конечно, всегда найдутся те, кому такое творчество не по душе. Я слышал несколько историй, когда люди жаловались на такие изображения – и власти их закрашивали. В этом году, например, в августе в городе Шерегеш проходил фестиваль граффити. Художники уже почти закончили свою работу, когда разразился скандал: некоторые жители выступили против граффити. На стене одного из зданий им не понравился рисунок с глазами. В итоге его сняли с программы, после чего решили закрасить.
– Вы написали много портретов героев войны. Какими еще картинами вы могли бы украсить город?
– Мне бы хотелось видеть на фасадах яркие, современные картины, не связанные с печальными событиями или известными историями. Они просто вызывали бы улыбку и приятное чувство радости и тепла. Мы должны продолжать расписывать фасады не только больших зданий, но и небольших сооружений.
Доверяйте своим чувствам и настроению.
– Как рисовать на холсте – понятно. А на фасаде? Может быть, использовать специальный инструмент? И может ли любой художник овладеть этой техникой?
– Разница, безусловно, есть. Она и в поверхности, которую нужно изобразить, и в используемых материалах, и в размерах: масштаб гораздо больше! Сначала я рисую эскиз на компьютере, а затем переношу его на стену. Я использую разные техники и разные инструменты (валик, кисть, спрей). Мне нравится делать контуры кистью и валиком, а затем заполнять их краской из баллончика. Надеюсь, я просто использую свою интуицию и опыт художника. В целом, на одну работу уходит около недели. Если вы художник, я думаю, что картины на холсте и на стене не будут сильно отличаться. Это вопрос мастерства и опыта. Конечно, с первого раза у вас не получится, но постепенно, от рисунка к рисунку, вы будете учиться и становиться лучше.
– Что вам нравится рисовать?
– Меня больше интересуют абстрактные рисунки. Я выхожу на улицу, ищу "руины" и начинаю творить. Когда я рисую, я ни о чем не думаю, не делаю никаких набросков: я полностью доверяю своим чувствам и настроению.
– Что вы можете посоветовать молодым людям, которые хотят пойти по вашим стопам? С чего начать? Дорого ли это?
– Берите все, чем можно рисовать, и рисуйте: баллончики, краски, кисти. Нет никаких правил, никаких границ, никаких стандартов, никаких тайных знаний, которым нужно учиться.
Статья на эту тему
Только полная свобода и желание творить. Начните с заброшенных зданий, небольших стен. Если у них есть хозяева, договоритесь с ними. Большинство обычно соглашаются на такое уличное искусство. Один совет: действуйте масштабно, набирайтесь опыта. Это недешевое занятие, потому что идеальный инструмент – баллончик, а он стоит недешево. Например, только на баллончики для украшения одного фасада я потратил 50 000 рублей.