2-Простиль 3-Амфипростиль 4-Периптер
Типы колонн в Древней Греции
Древнегреческая архитектура не столь грандиозна, как египетская, но структурные элементы и конструкции в целом более проработаны.
Вместо могучих и мощных пилястр у входа в египетский храм – легкий, воздушный, светопроницаемый портик – великое изобретение греков, сохранившееся до наших дней.
С легкостью морского бриза, как мысли древнегреческих философов, облеченные в стройную логическую цепь, выстраиваются здесь те конструктивные элементы и пропорции, которые стали основой многих архитектурных стилей для последующих поколений.
Греческие зодчие создали определенный и логичный порядок расположения и соразмерности различных частей здания – порядок. Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование акцентов, пауз и высот создает неповторимую мелодию, приносящую радость и удовольствие. То же самое относится и к архитектуре.
Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней египетской архитектурой, мы можем увидеть не только структурные особенности, но и различия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к Богу и доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы Древней Греции логично встраивали свои здания в окружающую природу, так что храмы напоминали произведение естественной формы. Казалось, что боги сами создали для себя это жилище. Египтяне строили свои храмы из огромных блоков, камни прилегали друг к другу почти идеально, и общая структура подавляла зрителя своей мощью. Египетские храмы были явно вытянутыми, что означало недоступность пути для бога, его величие и удаленность.
Дорический ордер. Парфенон
Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе, лишенной подушек, со стороны выглядя как мужская фигура без лишних декоративных элементов. Мощь поддерживается большой тяжестью. Вся колонна по всей длине пересечена вертикальными желобками – каннелюрами – единственным украшением колонны. Верхняя часть была более узкой, чем нижняя. На вершине колонны находилась подушкообразная конструкция, называемая эхин, а на ней покоилась квадратная плита – абака. Примеры храмов в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афины на острове Эгина, Парфенон.
Дорический ордер
Дорический ордер был распространен на Сицилии, в южной Италии и на Пелопоннесе. Дорические колонны были большого диаметра и располагались близко друг к другу, отчего здания казались мощными и тяжелыми. Дорические капители состояли из трех частей: абака – верхняя часть, толстая квадратная пластина; под ней находится часть, называемая "эхин", а затем часть капители, украшенная тремя полосами. Под ней находится выступающий ствол с полкой, называемый астрагалом, который соединен со стволом колонны через декоративный элемент, называемый "шип". Развитие дорического ордера привело к изменению соотношения между диаметром колонн и их высотой. В Коринфском храме (540 г. до н.э.) соотношение было 1:4, в Пропилее в Афинах (V в. до н.э.) – 1:5, а в храме в Немее – 1:6,5. Постепенно греческие колонны становились все более стройными и изящными. По мере развития ордера менялось и соотношение колонн по бокам здания и на торцевых стенах. В храме в Сиракузах соотношение было 6:17, а в Коринфе – 6:15. Позже боковые колонны стали вдвое больше, чем на завершающих фасадах, плюс на одну колонну больше с каждой стороны. В храме Зевса в Олимпии и афинском Гефестионе соотношение колонн составляет 6:13, в афинском Парфеноне – 8:17. Таким образом, греческий стиль в дорическом ордере по мере развития архитектуры приобретал все более совершенные пропорции. При строительстве храма богини Геры на острове Самос использовался дорический ордер; на фото ниже показаны руины храма.
Руины храма богини Геры на острове Самос по заказу Поликрата. Архитекторы Феодор и Роик.
Ионический ордер
Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах Архипелага и в колониях Малой Азии. Ионическая колонна не только выполняла свою основную функцию – поддерживала крышу, но и стала предметом декора. В отличие от дорической, она имеет цоколь, а ее ствол более витиеват.
Структура ионической капители и базы колонны с планом.
Изображены: A – абака, B – паз или выемка в волюте, C – четверть вала, O – вал (астрагал) под четвертью вала, E – чимбия, F – толщина столбика, G – прямая линия, называемая катетом. (На плане капители соответствующие части обозначены теми же буквами). S – глазок размеров волюты. Деление базы (по Витрувию, римскому архитектору и инженеру 2-й половины 1-го века до н.э.). K – толщина колонны, L – цимбий, M – вал, N – верхний венчик, O – валики, P – нижний венчик, Q – база, R – карниз.
Колонны Древнего Рима
Древнеримские колонны во многом переняли формы греческих ордеров, к которым были добавлены композитные и тосканские ордера. Древнеримские колонны часто не несли нагрузки, эту функцию выполняли стены. Несущую функцию колонны выполняли аркады. Композитная колонна похожа на коринфскую, но капители имеют отголоски ионической колонны и добавлены волюты. Тосканская колонна Древнего Рима похожа на дорическую колонну, но имеет более толстую колонну, прямую базу, гладкий ствол и капитель без орнамента. Античные колонны объединялись в колоннады, которые использовались не только на фасадах, но и в интерьерах. Древнеримские колонны получили дальнейшее архитектурное развитие в Византии, где на высоких колоннах стали возводить аркады. Арки опирались на пульваны – элементы на капителях, над которыми возводился импост – столб с квадратным сечением.
Аркада по образцу архитектуры Древнего Рима – Вавельский королевский замок (Краков).
Романские колонны
В романском стиле античные колонны утратили четкие античные пропорции, капители приобрели большее разнообразие форм: появляются колонны с капителями в виде усеченной сферы или пирамиды с лепным растительным или зооморфным орнаментом. На определенном этапе развития романского стиля капители были украшены рельефами с изображением святых.
Угловая капитель Дворца дожей представляет собой скульптурный рельеф "Суд Соломона". Справа находится "Опьянение Ноя", барельеф работы Филиппо Календарио.
Древние готические колонны разделяли нефы в храмах, были конструктивным элементом и несли основной вес. Они становились все тоньше, их связывали в пучки. Пучок колонн на определенной высоте от пола иногда соединялся, образуя цилиндрический ствол, или по всей длине соединялся с цилиндрической базой (собор Нотр-Дам в Париже, Реймсский собор). В церкви Сен-Назер в Каркассоне в 14 веке нервюры поддерживались тремя колоннами, соединенными в форме трилистника.
Пучки колонн в соборе Нотр-Дам де Пари.
Ордер в древнегреческой архитектуре: общая характеристика, основные памятники
7 лет назад Enottt Комментарии к записи Ордер в древнегреческой архитектуре: общая характеристика, основные памятники отключены
Показано: 239 408
Архитектурный ордер (лат. architectura – архитектурная композиция) – это вид архитектурной композиции, в которой используются определенные элементы и которая подвергается определенной архитектурно-стилистической обработке. Он охватывает систему пропорций, определяет состав и форму элементов, а также их положение относительно друг друга.
Архитектурный ордер воплощает колонно-ригельную систему, тектонически состоящую из вертикальных элементов (колонны, пилястры) и горизонтальных элементов (балки). Стилистическое единство с использованием колонн присутствовало в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре, но только в Древней Греции возникла строгая система, получившая название "ордер". Само слово происходит от латинского "ordo" – система, порядок, и впервые было использовано Витрувием, теоретиком архитектуры второй половины первого века до нашей эры, автором трактата "Десять книг об архитектуре".
Существует пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский появились в Древней Греции, тосканский и композитный – в Древнем Риме. Коринфский редко использовался в Древней Греции и получил распространение в Древнем Риме.
Исследователи также относят ордер к другим канонам архитектурного стиля, таким как гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или скрещенный ордер (колонны перед фасадом только держат балочные секции, но не несут всей нагрузки ордера).
История
Дорический ордер впервые появился в 6 веке до нашей эры. Затем распространились другие – ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их использование было повсеместным. В Средние века классическая архитектура была на время забыта.
Лаконичный, смелый и сильный дорический ордер и более стройный, изящный ионический (который, в свою очередь, включает два варианта – малоассирийский и аттический) появляются в первых известных науке цельнокаменных зданиях (1-я половина VI века до н.э.). Третий, коринфский ордер, отличающийся от ионического только резными "растительными" капителями, появился гораздо позже (2-я половина 5-го века до н.э.).
Типы греческого ордера
Дорический ордер
Дорический ордер – один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности – римский с мутулами и римский с зубцами (засечками).
Местом возникновения как европейской, так и азиатской стороны в 6 веке до н.э. считается побережье Эгейского моря. Он появляется в самых ранних сооружениях Древней Греции и дорических колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный – он считался "мужским" ордером в античности.
В своей наиболее четкой и лаконичной форме дорический ордер раскрыл тектоническую основу греческой архитектуры, одновременно превратив ее в гибкую систему архитектурно-выразительных средств. Греческая дорическая архитектура отличается величием, строгой простотой, монументальной торжественностью, мощью и большой сдержанностью в использовании декора.
Классическая дорическая колонна была лишена базы, с очень сильным утоньшением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкали друг к другу без прохода между ними. Дорический ордер имеет неглубокие каннелюры с острыми краями. Обычное количество флетов в зданиях классического периода – 16-20. Капитель – это верхняя часть колонны, на которую опирается вес элементов, расположенных над ней. Она состоит из эхина, круглой подушки с криволинейным профилем, и квадратного абакса. В греко-дорическом ордере капитель отделена от ствола колонны горизонтальными желобками, которых насчитывается от 1 до 5. Верхняя часть ствола (шейка или трахелия) в свою очередь отделена от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере – небольшим желобком (гипотрахелием), а в римском дорическом ордере – выпуклым профилем перекладины. В римском варианте ордера трахелий обычно не каннелирован и может содержать дополнительный орнамент, а эхин часто украшен иониками.
Другие важные архитектурные сооружения Древней Греции
В период поздней классики появляются грандиозные архитектурные сооружения величественные архитектурные сооружения – театры, которые обычно располагались под открытым небом.
Сиденья для зрителей были вырезаны в склоне холма. В Эпидавросе, например, было 52 ряда сидений.
Другой тип древних зданий – это сооружения, посвященные возвеличиванию конкретного человека.
Примером может служить мавзолей Галикария, гробница карийского царя Мавсола (ок. 353 г. до н.э.).
Фильм о древнегреческой архитектуре
"Школьфильм", 1967 год (продолжительность 00:04:12, черно-белый).
Автор сценария – Я. Евзович, режиссер монтажа – Ф. Портнова.
Греция сохранила до наших дней развалины великолепных зданий, созданных греками в древности. Показаны отдельные памятники.
Больше учебных и документальных фильмов о древнегреческом искусстве и культуре можно найти на этом сайте в статье