За время своего существования колонна имела множество различных форм, меняя пропорции в профиле и сечении, в обработке. Самые ранние примеры мы находим в египетской архитектуре. Видимо, судя по изображениям египтян, колонна здесь изначально была деревянной, сделанной из пальмовых стволов, но до наших времен дошли только каменные. Они изготавливались из различных видов гранита и сиенитового известняка и были монолитными или состояли из отдельных блоков.
Типы колонн в архитектуре
Переключение навигации
Ремонт в регионах
Москва 2 027
- Главная страница
- Отделка
- Архитектура эпохи Возрождения
- Колонна
Колонна как архитектурный элемент
КОЛОННА столб, колонна с чисто круглым или почти круглым сечением, в то время как колонны с прямолинейным сечением называются столбами, пилонами и т.д. Вертикальный профиль колонны (форматив) имеет множество различных форм, от прямых линий до очень сложных, состоящих из отрезков прямых и кривых линий (в русской архитектуре).
Происхождение колонны можно проследить от ствола дерева – бревна, положенного на землю, подпертого для поддержки покрытия. Затем ствол обрабатывали: очищали от веток, коры и придавали ему более правильную форму. Будучи самыми ответственными частями здания, поддерживающими крыши, колонны в монументальных зданиях, вероятно, были сделаны из камня, как только человек в достаточной степени овладел искусством обработки камня.
Структура колонны
Деление колонны на части было обусловлено структурными причинами: под нее подкладывали плоский камень (цоколь), чтобы колонна не погружалась в землю под тяжестью груза и в то же время была защищена от влаги из земли. Сверху на столб клали доску (абака) из того же материала, чтобы увеличить площадь поверхности, поддержать балку и позволить изменить соединение с ненесущей балкой в случае гниения (в древесине). Это привело к разделению на три основные части: основание, ствол или ствол и капитель (или голова).
Каменные колонны с древних времен имели все три части; в редких случаях база могла отсутствовать (при установке на каменный цоколь). С декоративной точки зрения наибольшее внимание уделялось капители как наиболее декоративной части, база украшалась скромнее, а ствол – меньше, что подчеркивало его конструктивную роль. Прототипом каменной колонны был деревянный столб неодинаковой толщины на верхнем и нижнем концах, который устанавливался на землю толстым концом.
Что такое колонный зал
С незапамятных времен люди любили все красивое. Поэтому была предпринята попытка преобразить интерьер помещения. Колонны были неотъемлемой частью несущей конструкции здания, и, поскольку от них нельзя было избавиться, их использовали для игры с дизайном комнат. Колонны могли располагаться по периметру помещения или делить его на несколько частей. Со временем стали строить залы с колоннами. Комнаты разделялись колоннами таким образом, чтобы пространство было разделено колоннами. Колонны были главным украшением помещения. Их красили в белый цвет или покрывали позолотой. Залы с колоннами использовались для балов, приемов послов, концертов и представлений.
Мы объяснили, что такое колонна, а теперь давайте посмотрим, из каких частей она состоит.
Основание – это нижняя часть, задача которой – распределять нагрузку.
Однако не все типы колонн имеют этот элемент.
Ствол – это основная часть.
Так называемое тело колонны. Чаще всего оно украшено резьбой, лепниной или желобками.
Капитель – Верхняя часть колонны.
Распределяет нагрузку между всеми частями колонны. Именно благодаря капителям несущие конструкции причислялись к определенному ордену. Такая принадлежность была установлена уже в Древней Греции.
Ордена
Существует 5 типов колонн.
Такая колонна имеет небольшую базу. Ствол гладкий, без канелюр. Колонна сужается к вершине, ее капитель круглая, гладкая, без декора.
Этот стиль был популярен в Сицилии и Греции. Капители были прочными и не имели декора. Но ствол был украшен канелюрами. Их могло быть от 16 до 20. Колонна утолщалась в нижней части и становилась тоньше в верхней. Такие несущие конструкции не имели базы. Отношение сечения колонны в нижней части к ее высоте обычно составляло 6:1.
Такие колонны были изящными и довольно декоративными. Они украшались лепниной и росписью. Колонна устанавливалась на базу, состоящую из двух дисков. Ствол был украшен каннелюрами, которых насчитывалось до 24. Они были довольно глубокими и разделены плоскими прорезями. Капители были украшены волютами, завитки которых красиво закручивались внутрь.
Такая капитель имеет складчатое основание. Ствол украшен 24 каннелюрами, которые закруглены сверху и снизу. Очень часто такие колонны были не круглыми, а квадратными, и даже могли быть выполнены в форме конуса. Капитель коринфского ордера похожа на ионическую.
Композитный ордер – представляет собой смесь коринфского и ионического ордера.
Вал колонны этого типа украшали 24 пушки, которые могли быть закруглены сверху и снизу. Капители были украшены четырьмя курсорами с вертикальным цилиндрическим стержнем.
Архитектурные элементы стен и фасадов
Рассмотрим наиболее популярные и широко используемые элементы как для оформления стен и фасадов, так и интерьеров.
Они популярны уже много веков и периодически захватывают строительную индустрию с новой силой.
Вот самые важные из них:
- Карниз. Используется как во внутренней, так и во внешней отделке, представляет собой выступающий объект, который обычно разделяет плоскость стены по специальным линиям или по отношению к плоскости крыши.
- Руст. Этот термин относится к экструдированной кладке стены, когда для ее изготовления использовался камень с выпуклой или грубо обтесанной стороной.
- Розетка. Древний вид декора, выполненный в виде лепестков распустившегося цветка, строго симметричных в центре.
- Фреска. Этот термин обозначает рисунок или картину, выполненную художником на еще влажной гипсовой смеси на стене или потолке. Когда раствор застывает, картина покрывается постоянным защитным слоем и может сохраниться на многие века.
- Рельеф. Разновидность выпуклого скульптурного рельефа, при котором изображение выступает над плоскостью фона. Рельеф не может превышать половины объема объекта.
- Высокий рельеф. Здесь, в отличие от предыдущего варианта, скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема всего элемента.
- Арка. Классический вариант перекрывающего проема, при котором конструкция выполнена в изогнутой форме.
- Фаска. Декоративный элемент, представленный в виде углубления на стене, части пола, двери, пилястре.
- ФризЛепнина, представляющая собой специальную полосу или горизонтальную полосу, которая обычно закрывает другой декоративный элемент.
- Кронштейн. Тип кронштейна, который жестко закреплен с одной стороны и полностью свободен с другой.
- Балюстрада. Тип ограждения, в котором в качестве стоек используются фигурные изделия.
- Перила. Фигурные стойки небольшого размера, устанавливаемые для поддержки перил, лестниц, балконов и т.д.
- Ниша. Декоративная ниша, обычно в стене, в которую устанавливаются различные статуи, украшения.
- Люнет. Часть стены, определяемая прямой линией внизу и кривой вверху, вместе с колоннами.
Компоненты колонн
Здесь не так много разнообразия, как в предыдущем случае, но кое-что в этом есть.
Ключевыми элементами декоративного дизайна колонн с незапамятных времен являются:
- База. Нижняя часть колонны, на которой стоит остальная часть конструкции. Она стоит на опорной плите или цоколе.
- Столб. Тело колонны, обычно цилиндрической формы, может быть изготовлено из дерева, камня, металла и т.д.
- Капитель. Капитель, которая служит завершением колонны и иногда служит переходом к абаксу.
Из чего они сделаны?
Важно осознанно подходить к выбору компонентов для таких несущих изделий, так как это оказывает огромное влияние на конечные эксплуатационные характеристики. В настоящее время в колоннах используется бетон марок М300, М400 и М600. Стальная арматура также тщательно подбирается, причем может использоваться как нерастяжимая, так и растяжимая арматура. Внутри колонн также используется жесткая проволочная сетка. С помощью этого стального прута колонны достигают исключительной прочности, устойчивости и надежности.
Вернуться к оглавлению
Колонны в России
В архитектуре восточных народов колонна похожа на средневековую, но обычно тоньше и имеет другую форму капителей.
В русской средневековой архитектуре колонн в полном смысле этого слова не было. Были столбы, иногда с закругленными углами – в псковской архитектуре.
Итальянцы, строившие в Москве, привели примеры колонн в своих постройках Успенского собора и Грановитой палаты. В деревянных постройках использовались круглые колонны, но с "переломами", которые делили колонну на отдельные секции. Затем эти методы обработки были применены в каменной архитектуре для круглых или граненых колонн, которые пришли им на смену.
В редких случаях встречались круглые колонны, напоминающие романские типы. В конце 17 века появились искаженные, сильно упрощенные античные типы. В архитектуре Ренессанса Италия "возрождает" римские типы, но изначально не придерживается классических пропорций.
В раннем Возрождении нередко встречаются колонны с орнаментированными и сильно разделенными стволами почти средневекового характера. В дальнейшем развитии ренессансные колонны становятся все ближе и ближе к римским, и в конце концов теоретики архитектуры Дш. да Виньон, Палладио и др. разрабатывали свои ордера, основываясь на пропорциях римских сооружений. Но в использовании колонн архитекторы Ренессанса допускали приемы, не использовавшиеся римскими: удвоение, размещение рядом в один ряд, но разного масштаба, опирание архивольтов непосредственно на капитель.
Все эти приемы – пережитки средневековья, которые, соединившись с античными ордерами, внесли в них большее разнообразие. Архитектура барокко, с ее стремлением к живописной игре света и тени, стремится усложнить контур, изгибая ствол по спирали, нарушая тем самым выражение его конструктивности, или натягивая на ствол кольца или квадры в рустованной форме. Последний метод был особенно популярен во Франции, где Филиберт де л'Орм изобрел новый ордер с подобными "кольцевыми" колоннами.